С 1 января в Украине выросли почти все коммунальные тарифы для населения. ГолосUA решил разбираться, почему и насколько, спросив об этом эксперта по вопросам энергетики Валентина Землянского.
— Валентин, в Украине с 1 января подорожали коммунальные услуги, сколько заплатим в феврале?
— Никто вам этого не скажет, у каждого домохозяйства это будет индивидуально. Все будет зависеть от объемов потребления. Рост тарифов на электроэнергию в первую очередь почувствуют малообеспеченные. Это в основном люди, проживающие в многоквартирных домах, которые потребляли до 200 киловатт часов электроэнергии в месяц. Для них платежка в среднем повысится на 30%, но это без учета других коммунальных нововведений. Как правило, такие квартиры оборудованы плитами, и там потребление газа минимально. Однако для таких домохозяйств могут увеличится тарифы на тепло. Прогнозировать, насколько вырастут тарифы сложно, потому что они сейчас устанавливаются местными советами. С учетом того, что газ продолжает дорожать, то скорее всего, тарифы на тепло тоже будут пересмотрены. То есть будет произведен перерасчет. Несмотря на то, что у нас благоприятные погодные условия, теплая зима, особых предпосылок для того, чтобы увеличилось потребление газа, нет. Однако, поскольку цена на газ растет, то это приведет подорожанию тарифов на тепло и горячую воду. Плюс подорожают тарифы на холодную воду. Думаю, что конечный чек для среднестатистической двухкомнатной квартиры в целом увеличится на 25%. Украинцы это почувствуют в феврале, когда придут платежки. Сейчас мы будем платить за декабрь по старым тарифам.
— Есть ли экономические предпосылки для роста тарифов?
— Предпосылки были, они накапливались давно. Это было отложенное решение проблем. Никаких других вариантов, к сожалению, правительство не нашло. По большому счету, правительство должно было разработать механизм по погашению задолженности, которая возникла на рынках электроэнергии и газовом рынке. Если по газу соответствующий законопроект был подан в Верховную Раду, но пока лежит в комитетах, то относительно электроэнергии государство заняло «страусиную позицию». Весомую долю долговых проблем оно не решает. Проблема необходимости повышения тарифов возникла давно. Просто правительство об этом не говорило, а просто прятало голову. Вспомнили об этом только в апреле 2020 года. Собирался антикризисный штаб и НКРЭКУ, который предложил отмену льготных 100 киловатт в час, а решили это реализовать «под елочку». Все это говорит об отсутствии единой стратегии в украинской энергетике. Это не конец, мы с вами только в начале пути. Если после январского пика цена на газ в низком сезоне с февраля пойдет вниз, то электроэнергия наоборот начнет дорожать. Правительство уже обозначило вилку от 2,5 до 4 гривен за киловатт. Рост коммунальных тарифов будет продолжаться.
— К чему приведёт рост тарифов?
— Это решение было принято в пользу игроков рынка без учета интересов населения. Это попытка стабилизировать ситуацию в отрасли. Хотя есть другие пути решения. Например, газ с «Укргаздобычи» должен был продаваться на внутреннем рынке, а не перераспределяться через «Нафтогаз», тогда бы мы увидели совершенно другие цены на газ, потому что наша зависимость от европейских рынков была бы минимальной. Так весь ресурс у нас находится под «Нафтогазом», который поставляет газ только незначительному количеству населения. Все остальные должны привязываться к цене на импортный газ. Это просчеты правительства, которое создает правила игры и контролирует их выполнение. Правила игры, которые были созданы, явно с перекосом в пользу монопольных игроков рынка и не в интересах украинцев.
— Приведет ли подорожание коммуналки к тарифному Майдану?
— Не думаю. Мы уже не первый раз сталкиваемся с такой проблемой. Украинцы больше склонны к саботажу. Люди перестанут платить или будут платить минимальную сумму, чтобы не попасть под иски. В Раде уже были попытки ужесточить наказание за коммунальную неоплату. Этот маховик будет дальше раскручиваться не в интересах украинцев.
— В других странах во время пандемии тарифы не поднимали, почему в Украине пошли на такой шаг?
— Здесь дело не в пандемии. Нам под видом европейских ценностей и рынков подают только повышение и рост тарифов, но не подают всю механику целиком, которая должна включать в себя рост доходов. Если у вас кратно растут тарифы без роста доходов, то вы получите неплатежи и обнищание населения.
— Хватит ли субсидий?
— Не знаю, откуда в правительстве собираются брать субсидии. Глава соцкомитета в парламенте обещал, что субсидий хватит на всех, но субсидии рассчитывалась исходя из действующих тарифов на коммуналку в момент принятия бюджета. Объем субсидий сократили. Соответственно сократился и размер субсидий для домохозяйств. Поэтому все разговоры по поводу того, как нам станет лучше жить в этом году под собой не имеет никакого финансового основания.
— К чему приведет не хватка субсидий?
— К росту неплатежей. Насколько и в каком формате это будет, мне сказать сложно. Зимой всегда неплатежи за коммуналку увеличивались, особенно после роста тарифов на газ. Все обещанные снижения тарифов, о которых говорил Президент Зеленский не правда. На самом деле ничего фундаментального не было сделано в этом направлении. Все снижения тарифов в прошлом году являлись конъектурными. Падали цены на газ, и, соответственно, снижалась платежка. При этом в сфере электрогенерации проблемы продолжали расти.
Долги на рынке электроэнергии на конец 2021 года могут составить более 130 миллиардов гривен. Сейчас они порядка 40 миллиардов. В газовом секторе долги на конец прошлого года были более 100 миллиардов гривен. Насколько эта цифра на сегодняшний день увеличилась сказать сложно, но думаю, что долги будут расти и дальше.