Валентин Величко: «Работа межправительственных комиссий спасла бы от торговых конфликтов»

С 19 августа 2014 года Республика Беларусь не будет применять лицензирование в отношении товаров украинского производства. Это будет касаться тех предприятий, которые поставляют на белорусский рынок макаронные и кондитерские изделия, пиво, цемент и стеклотару. Несомненно, это серьезный шаг белорусского правительства, который направлен на деэскалацию «торгового конфликта», возникшего между двумя странами. О том, как будут развиваться события дальше, как Беларусь будет защищать своего потребителя, и что стало причиной «таможенных воин» корреспонденту ГолосUA рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Украине Валентин Величко.
— Валентин Владимирович, недавно Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко выразил беспокойство в связи с тем, что «товары из Евросоюза по нулевой пошлине через Украину могут пойти в Беларусь, Россию и Казахстан, что в свою очередь ударит по экономике наших стран». Какие меры может предпринять белорусское правительство для защиты своего производителя?
— Меры могут быть только одни — Республика Беларусь входит в Таможенный союз, а в этой организации, как и в любой другой существуют правила, суть одного из них сводится к следующему и направлена на защиту своего производителя: товары с нулевой пошлиной, не попадут на рынок нашей страны. У любой продукции будет сертификат происхождения, и товар, который экспортируется на территорию Беларуси и произведен, скажем во Франции,  останется в Украине. Но есть один момент – если продукция поступила из Евросоюза и переработана в Украине, то в данном случае для нее будет открыт выход на наш рынок.
— Говоря об отношениях стран, нельзя не вспомнить  о торговом конфликте, когда со стороны Беларуси был введен запрет на ввоз некоторых украинских продуктов. Это вызвало возмущение Украины и повлекло за собой введение для Беларуси специальных пошлин от 50 до 60 %, под которые попали белорусские молочные продукты, кондитерские изделия и пиво. Не повлияет ли это на отношения двух стран, и как теперь в данной ситуации буду развиваться экономические связи Украины и Беларуси?
— Никоим образом не повлияет. Этого недоразумения не было, если бы работали межправительственные комиссии. К сожалению, в Украине нет сопредседателя такой комиссии, и она уже не собиралась в течение последнего года. Ранее такие проблемы решались на подходе. Они возникали, министерства и ведомства встречались, писали протоколы, первые вице-премьеры и сопредседатели комиссии их подписывали и дальше эти вопросы нигде не понимались. В нашей стране такие документы сразу имеют юридическую силу, а в Украине идет пролонгация через Кабинет Министров.
— Тогда почему не собирались эти комиссии, ведь проще решать все проблемы до их возникновения?
— Этих вопросов очень много. Почему в Украине нет первого вице-премьера, нет этой комиссии, как я могу ответить? Это не наше внутреннее дело. Да, мы хотели встречаться, оповещали соответствующими нотами правительство Украины, о том, что мы готовы встречаться. Наш вице-премьер сопредседатель Владимир Семашко готов проводить такие встречи на любом уровне. Но отмечу — теперь все преграды сняты, а таможни имеют письменные указания, и дальше, я думаю, такого не будет, так как это никому не выгодно.
— Несмотря на некоторые «торговые проблемы», 11 августа, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил — Беларусь исполнит обязательства по защите рынка союзного государства при транзите через свою территорию товаров в Россию, но сама не поддержит российский запрет на импорт продовольствия. Чем может быть продиктовано такое решение и не является ли это попыткой примирения после вышеупомянутых событий?
— К вопросам импорта нужно подходить комплексно. Положим, Европа поставляет в Республику Беларусь свои яблоки, которые впоследствии могут быть переработаны в сок, пюре и так далее. Это говорит о том, что прямой импорт мы останавливаем, а дальше создаем совместное предприятие, перерабатываем продукцию и находим новые рынки. То есть создается новый продукт, который будет иметь свой сертификат СТ-1. И не обязательно покупателем будет Россия. Это может быть Армения или другая страна.
— Хорошо, предлагаю перейти на не менее насущные проблемы. Александр Григорьевич во время своего выступления  озвучил предложение провести встречу глав Беларуси, России и Казахстана с Президентом Украины Петром Порошенко для обсуждения актуальных вопросов. Насколько реальна эта встреча?
— Когда главы трех стран дали согласие на встречу с Президентом Украины Петром Порошенко, то неотъемлемой частью этих переговоров является представительство Европейского Союза. Без ЕС эта встреча будет не очень корректной для всех сторон, так как Украина проводит интеграционные процессы с Евросоюзом. Поэтому должен быть выработан формат встречи, нужны договоренности, которые наилучшим образом устроят все стороны переговорного процесса.
— По вашему мнению, какие вопросы, кроме торговых, могут обсудить заинтересованные стороны?
— Может быть затронут один из самых злободневных вопросов, а именно ситуация на Востоке Украины. Он очень болезненный, поэтому нужно обсудить, что сделать для эскалации этого конфликта, но для этого необходимо выписать директивы, которые в итоге будут иметь конечный результат. Как говорят поставить «точку», а не запятую. Когда реалии совпадут с желаниями, тогда эта встреча будет эффективной.
— Валентин Владимирович, Президент Республики Беларусь сам предложил провести эту встречу, и прикладывает немало усилий для начала этих переговорных процессов. Может, имеет смысл Александру Григорьевичу выступить гарантом данных возможных договоренностей?
— Нет. Наш президент не сможет выступить гарантом процессов, которые происходят в Украине.  Вмешательство в дела братского и суверенного государства невозможно. Все должно происходить на уровне договоренностей и переговорного процесса между всеми участниками. А возможно украинская сторона откажется от всех встреч – «не нужна ваша помощь, мы в своей стране сами разберемся, спасибо, конечно». Все может быть. Варианты развития событий могут быть разными, к этому нужно относиться спокойно и не политизировать.  
— Нельзя не согласиться с вашими доводами. Но есть вопросы, которые волнуют украинцев также сильно. Недавно Александр Лукашенко подписал Указ №402 «О мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения». Не связанно ли это с военными действиями на Востоке Украины, и что может скрываться за этим постановлением?
— Нет. Военный конфликт на Востоке никоим образом не связан с этим решением. Указ – это, прежде всего, беспокойство о своей стране, в случае возникновения непредвиденных ситуаций, таких как погодные катаклизмы и прочее. Гарант Конституции, как президент должен думать об этом и точка.  
— Спасибо за откровенность. Тогда еще один момент, который всколыхнул украинское сообщество — с 18 по 22 августа в Казахстане пройдет Комплексное учение с Коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ "Взаимодействие-2014", в котором примет участие и Республика Беларусь. Чем вызвано проведение этих учений, и есть ли поводы для беспокойства у украинской стороны?
— Смотрите – проводятся Олимпиады, конкурсы песни и танца, и различного рода мероприятия, где каждый должен продемонстрировать свое мастерство. Так и учения – у нас нет полигонов, но есть армия, и поэтому мы хотим показать свою выучку, то есть продемонстрировать, как готовили, что преподавали  — это обмен опытом. Именно для этого и проводятся любые учения, конкурсы и фестивали. Это все делают, и НАТО в том числе. Если не будет практики и совместных учений, то ничему мы не научимся, а только сидя за столом, станем рассказывать, сдавать экзамены и «получать пятерки». Только и всего.

Читайте также по теме