Валентина Ефимова: «Бездари с неадекватной самооценкой создают в сети квазикультуру»

Медики уже квалифицировали чрезмерное сидение в социальных сетях как пагубную привычку, которая влияет на человеческую психику похлеще, чем постоянные бдения у телевизора. Специалисты уверены: если человек постоянно сидит в этих сетях, значит, его что-то гложет, с ним что-то не так. Причин «постоянного проживания» в виртуальном мире (в одноклассниках, фейсбуках и твиттерах) достаточно много. Во-первых, реальная жизнь вне сети скучна. Во-вторых, человеку катастрофически не хватает общения. В-третьих, есть недовольство личной жизнью и шанс «нащупать» в сети новые отношения. В-четвертых, есть страх реальной жизни (за компьютером сидеть намного безопаснее, чем выходить на улицу). В-пятых, людям с заниженной самооценкой необходимо ее повышать путем привлечения внимания к своей персоне (кто-то заводит блог, кто-то фотографируется в разных позах и ждет оценок со стороны). Об этом и других мотивах сидения в «социальном болоте» ГолосUA рассказала практикующий психолог Валентина Ефимова.
— Валентина Михайловна, как можно объяснить этот всеобщий психоз, когда в сети публикуют фотографии собственных частей тела, носа, глаз, губ, коленей и т.п.?
Если речь идет о звездах, то это, безусловно, желание привлечь к себе как можно большее количество людей. Фактически это то, что журналисты называют пиаром. Это с одной стороны. С другой стороны, такие люди становятся очень зависимыми от чужого внимания. Дело в том, что когда к человеку привлекается большое количество внимания, то привлекается тем самым и большое количество энергии, которую люди выделяют по совершенно конкретному адресу.
— Это позитивная энергия?
Не обязательно позитивная. Это любая энергия, не всегда позитивная. Дело в том, что по-настоящему творческий человек теряет много энергии. В частности, люди, работающие на ТВ, с одной стороны, после каждой телепрограммы ощущают огромную потерю сил, а с другой – испытывают совершенно особое состояние, которое возникает у человека, когда он становится объектом большого внимания – это делает его зависимым от этого повышенного внимания. Именно поэтому, скажем, актеры, певцы, которые привыкли быть в центре, еще неосознанно, а может быть, и осознанно, (кто поопытнее, кто имеет большой жизненный опыт, глубокие жизненные знания человеческой природы) – эти люди сами осознают свою зависимость от внимания окружающих. Если говорить о человеке, который присутствует на площадке телевидения, на театральной сцене или съемочной площадке при создании кинофильма, есть такой эффект, который можно объяснить выбросом адреналина.
— Такой человек становится адреналинозависимым?
Да, такой человек подсаживается на этот самый адреналин, как на наркотик. Ему просто необходимо снова и снова переживать это чувство эйфории, возбуждения, некой взвинченности и т.д. И когда человек в сети выставляет свои снимки, то ждет резонансных отзывов. Человек дал о себе информацию, выставил свои фото и вызвал обсуждение в сети. А это опять внимание, которое человек привлекает к себе. Он потом перечитывает все эти комментарии или слушает звонки, общается в скайпе и т.д. Этим он живет.
— Выходит, человеку в реальной жизни не хватает эмоций?
Дело в том, что человек не может жить в эмоциональном вакууме, в состоянии эмоциональной пустоты, а вот такие отзывы дают ему ощущение нужности, востребованности, некую «подпитку». В принципе, каждый человек нуждается в том, чтобы быть востребованным. А если человек еще и актер, то это тонко организованная натура, как правило. Я говорю о хороших актерах! О по-настоящему талантливых и сильных актерах. Это люди эмоционально тонкие. Их можно назвать «людьми без кожи». Любое прикосновение тут же вызывает у них эмоциональный отклик.
— Боль?
Необязательно боль — это может быть положительный отклик – дающий ощущение счастья. Если это критика – значит, это ощущение боли. Это люди без кожи – они очень ранимые. Поэтому те, которые недополучают, недовостребованы, лезут в социальные сети. Но дело в том, что в социальных сетях сидят не только талантливые люди, но часто и бездари, у которых неадекватная самооценка. И внимания они хотят, особенно если когда-то, где-то, на каком-то этапе своей жизни они получили толику этого внимания – им хочется снова его получать. И вот эти-то люди шутят ниже пояса, поскольку больше им нечем взять.
— Наверняка IQ они не блещут…
Да, глубокого интеллекта там и близко нет. Их мысли мелки, поскольку нет знаний. Нет глубоких знаний, которыми обладают люди высокого уровня культуры. Это часть невежественных, малообразованных людей. А внимание они хотят получить – вот они и берут тем, чем могут, тем, что у них есть. Что у них есть, то они и показывают. И как результат — они создают некую квазикультуру, и огромное количество людей, которые недополучают настоящей культуры, настоящей духовности, падки на все это – им кажется все это – то, что показывают, кажется им сверхзначимым, и они начинают показывать те же места. Они начинают получать, как им кажется, кусочек сладости — тем же местом. И, к сожалению, это имеет глубокое распространение и в целом идет отупение народа. Идет духовное обнищание.
— Нет необходимой духовной пищи?
Совершенно верно. Поменялись времена. Я не хочу сказать, что когда-то было ах как хорошо, но когда-то были другие примеры. Когда-то было, начиная с 1960-х годов, стремление к высокой культуре – тогда было резкое возвращение к поэтам Серебряного века. И поэты-шестидесятники появились тогда, как новый взрыв! И люди, не имевшие жизненного опыта и возможности заниматься высокой культурой, воспринимали этих поэтов как кумиров, как людей высокой культуры, и стремились быть на них похожими. А стремление быть похожими делало людей культурными, более информированными. Поэтому люди читали книги, сами писали стихи, играли спектакли, в самодеятельности участвовали и т.д. Это был взрыв положительный, поскольку люди стремились к высокой культуре. А сейчас, к сожалению, идет культурный спад. Но ничего не поделаешь, такое время настало.

Читайте также по теме