После того, как глава правительства Н.Азаров и спикер ВР В.Рыбак подали в отставку, внимание граждан привлечено к парламенту – высшему органу власти, который должен представлять украинский народ. О том, насколько легитимны решения народных депутатов в сложившейся ситуации, ГолосUA узнал у эксперта по конституционному праву Виктора Мусияки.
— Виктор Лаврентиевич, многие эксперты сходятся на том, что парламент сейчас принимает решения на основании революционной целесообразности. Можно ли говорить о какой-либо легитимности принимаемых законов и постановлений?
— Я посмотрел заседание парламента, о какой легитимности можно говорить? Депутаты действительно действуют и принимают решения, исходя сугубо из революционной целесообразности. Дай Бог, чтобы мы прошли все это с наименьшими моральными потерями, а о праве говорить не приходится. У нас и до этого власть была нелегитимная, и сейчас все, что происходит, приблизительно легитимно. Нечто подобное происходит с 2004 года, потом нам это аукается. На данный момент нельзя говорить о законности и конституционности происходящего.
— Ведь решение об отстранении и.о. министра МВД В.Захарченко и назначении на эту должность А.Авакова тоже находится вне правового поля…
— Конечно, это можно было делать только после того, как ВР получила бы назад свои полномочия по Конституции в редакции 2004 года. Но ситуация такая, что, как бы, без министра нельзя, вот его быстро и назначили под давлением того, что на улице находится негодующая толпа. Но это решение нелегитимно.
— При этом главу парламента А.Турчинова избрали законно, но вот насколько правомерна передача ему права координации Кабмина, за что проголосовали народные депутаты?
— Да, вне всякого сомнения, они имеют права переизбирать главу Верховной Рады после отставки В.Рыбака, раз он написал соответствующее заявление. В случае отставки В.Януковича именно А.Турчинов получит его полномочия и будет исполнять обязанности главы государства, если войдет в действие закон о возвращении Конституции 2004 года.
А вот передача ему права координации Кабмина на данный момент – сомнительна. Вследствие того, что Президент не подписал закон №4163 про возобновление действий отдельных положений Конституции, принятый 21 февраля, пока что у парламента нет законного механизма влияния на Кабмин, который должен быть создан при участии Президента. Сейчас председатель Верховной Рады уже будто исполняет обязанности и президента и премьера одновременно. На каких основаниях? Что это за полномочия?
— 22 февраля в Раде приняли акт восстановления Конституции Украины дополнительно к вчерашнему закону. Как Вы расцениваете такое решение?
— Я не усматриваю целесообразности в необходимости такого решения вопроса, ведь В.Янукович может подписать закон о возвращении к Конституции 2004 года в последний час из 48-и, отведенных договором, и тогда он окажется дезавуирован постановлением. Все, что было до введения его в действие, может быть поставлено под сомнение. Если же Президент не подпишет закон, тогда возможен вариант принятия соответствующего постановления парламента. Но депутаты просто скопировали текст закона и назвали его постановлением.
— Знаем, что Вы предлагали свой вариант возвращения к Конституции 2004 года…
— Я считаю, есть основания восстановить действие Конституции 2004 года, исходя из того, что Конституционный суд вынес решение по поводу закона № 2022. Он признал, что после внесения изменений в Конституцию, закон, в который внесены изменения, исчерпывает свое действие. Выходит, что решение Конституционного суда было принято по поводу того закона, который исчерпал себя. Это никчемное решение , не вызывающее никаких правовых последствий. Нужно просто зафиксировать тот факт, что в Украине действует Конституция в редакции 2004 года после принятия постановления. Я предлагал таким путем действовать.
Почти три с половиной года прошло, прежде чем политики дозрели до того, чтобы восстановить конституционный строй. Какой ценой нам это далось…
— И все же парламент остается единственным высшим органом власти, который по Конституции представляет народ. Что бы Вы посоветовали народным депутатам?
— Парламент имеет право принимать определенные решения, но весь вопрос, на что он должен ссылаться. Я бы рекомендовал, чтобы народные избранники ссылались хотя бы на общие части Конституции, статьи № 3 и 5, которые определяют их обязанность защищать интересы народа.
— Что или кто может помочь выходу из сложившегося кризиса в стране?
— Если Президент В.Янукович уйдет в отставку, глава Верховной Рады официально начнет подписывать законы, тогда можно будет провести процедуру формирования правительства надлежащим образом, и все войдет в более-менее приемлемое русло. Если при таком раскладе А.Турчинов как исполняющий обязанности Президента, подпишет законы, принятые 21 февраля, Конституция 2004 года начнет действовать уже на следующий день. Давайте подождем немного, пока все начнет утрясаться и придет в легитимное состояние.
— А как до тех пор людям реагировать на происходящее?
— Во многом все зависит от того, как люди понимают необходимость поддержания порядка. Они должны проявлять понимание, что пока все наладится, нельзя принимать решения на основе революционной целесообразности. В свою очередь политики должны удерживать ситуацию в приемлемом состоянии, чтобы остановилось движение силовых структур, не было столкновений, милиция начала действовать, как милиция и наладились нормальные действия органов власти.