Виктория Малекторович: «Нас сейчас ломают через колено»

На кинофестивале «Молодость» конкурс украинского кино оценивало специальное жюри, членом которого стала популярная украинская актриса Виктория Малекторович. Ее звезда зажглась в лихие девяностые, когда все кинопроизводство разваливалось. Тем не менее, Виктория снялась в сериале «Царевна» по повести Ольги Кобылянской, который утвердил ее как ведущую актрису современного кино. А работа в Национальном театре имени Ивана Франко стала еще одной ступенью профессионального успеха. Здесь Виктория создала яркие образы в спектаклях «Бременские музыканты», «Крошка Цахес», «С любовью не шутят». Но потом жизнь девушки резко изменилась. Малекторовия вышла замуж за австрийского продюсера Клауса Приднига, родила сына с благородным именем Лев. Сейчас Виктория живет на два города – Киев и Вена, а снимается в немецком и российском кино. В ее творческом багаже работа в фильмах «Голубая луна», "Работа", "Материнское счастье", а также заметные роли в сериалах «Баллада о Бомбере» и «Гибель империи».
«Молодежи часто не хватает понимания тех процессов, которые сейчас происходят»
— Виктория, вы уже посмотрели всю украинскую программу. Есть прогресс в национальном кино?
— Есть: хотя бы потому, что сейчас уже снято намного больше работ, чем раньше. Молодежи дают деньги, чтобы создавать фильмы, а это залог успеха. Но так как опыта у молодых еще нет, то многие ленты сыроваты.
— Меня всегда поражает депрессивное состояние молодежного кино…
— К сожалению, это осталось. Возможно, это издержи возраста. Конечно, эти молодые люди росли тогда, когда уже прогрессировал идеологический кавардак, были во всем сбиты ориентиры. И это не могло не отразиться на их мировоззрении. Они другие, а не те советские оптимисты, какими являемся мы. Думаю, что их ранняя молодость была намного сложнее нашей, ведь мы понимали, что происходит в жизни и обществе. А молодежи часто не хватает понимания тех процессов, которые сейчас происходят.
— У вас осталась ностальгия за советским кино?
— Конечно, ведь там было много хорошего. С изменением политической ситуации у нас выплеснули с водой и ребенка. Ведь ничего не родится на пустом месте. Разве у нас не было своей великой культуры, нашего менталитета, традиций. Нас сейчас ломают через колено, и говорят, что мы делаем выбор в сторону цивилизации. А у нас, что, до этого ее не было? Наша культура формировалась тысячелетиями. Мы другие, чем европейцы. И нас не нужно ломать. У нас свои ценности и ориентиры. Для меня моя огромная большая родина – это Советский Союз с его недостатками, проблемами и победами. У любого государства есть свои белые и темные пятна, и мы не исключение. Но это вовсе не значит, что мы недоевропа и нас нужно цивилизовать. Мы должны искать свой путь, ценить свои традиции и тогда мы будем знать, куда нам двигаться.
«В Австрии занимаются кино только ради собственного удовольствия»
— У вас было очень яркое начало актерской карьеры – вас приняли в труппу Национального театра имени Ивана Франко, вы снимались в картинах Дмитрия Томашпольского. Почему все бросили и уехали в Австрию?
— Я никуда особенно не уезжала. Просто так сложилась жизнь: я вышла замуж за австрийского продюсера Клауса Приднига. Кто-то об этом мечтает, а мне подобное даже в голову не приходило. Но так случилось. Я в Вене постоянно не живу. У меня есть работа в Москве, Киеве, и в Австрии. То есть, я постоянно в движении, и я не эмигрант. А из театра я ушла после рождения ребенка – стало невозможно соединять постоянные поездки, работу в кино и уход за малышом. Я не имела права ставить перед театром вопрос о каких-то особых для меня условиях. Первые годы я очень скучала по сцене. Но у меня были обязательства перед мужем и ребенком.
— А в Австрии можно прожить, снимая кино? Это приносит существенный доход?
— Нет, там не Голливуд – нет колоссальных бюджетов, все весьма экономично. Многие занимаются кино только ради собственного удовольствия. Ни яхты, ни дома за это не купишь. Но на жизнь периодически хватает. Я не прихотлива в смысле финансов: есть деньги – хорошо, а нет – значит будут. К этому нужно относиться легко.
— А как вы относитесь к тому, что вас стали приглашать преимущественно на роли немок в российских сериалах?
— Да, такая мне досталась привилегия (смеется). Возможно, потому что я владею немецким языком, и внешне, говорят, похожа. Но я наша – украинская.
— Вас это не обижает?
— Нет, я с радостью соглашаюсь на интересные роли, даже на эпизоды, если там есть характер персонажа. В «Темных водах» у меня была эпизодическая роль бомжихи. Это было потрясающее ощущение – мне сделали шрам, переодели, загримировали и никто меня не узнавал. Ребята говорили: что-то знакомое, но очень сложно догадаться, что это Вика.
— А какие украинские фильмы вам сейчас нравятся?
— Вот состоялась премьера «Болезни любви» Дмитрия Томашпольского. Это очень хорошая добрая лента, которая восходит к лучшим образцам советского кино. Но я мало сейчас смотрю наших лент. В Киеве ведь даже нет места, куда можно прийти, чтобы увидеть своих коллег. Мы стали жить очень разрозненно. Раньше можно было забежать в Дом кино, на довженковскую киностудию, а сейчас эти очаги культуры угасли.
Вы раньше снимались в кино вместе с Анатолием Матешко. Он стал очень хорошим режиссером, снимает фильмы по заказу Москвы. Не пробовали попроситься к нему в картину?
— Действительно, Анатолий стал прекрасным режиссером. И он имеет право сам выбирать того, кто подходит на роль. К тому же зачастую это зависит от требований телеканала-заказчика. А если мне просится самой, то этим можно поставить человека в неловкое положение – отказать ему будет неудобно, а пригласить – невозможно. Я не люблю навязываться. Если буду нужна, режиссер меня сам найдет. Это правило нашей профессии.
«У нас с мужем кинематографический брак»
— А как вы живете на две страны?
— У нас с мужем квартира в Австрии и в Киеве. Но мы не сидим дома – он ездит по работе, я тоже выезжаю на съемки. Если у нас выпадает свободное время, то мы встречаемся.
— Получается, что у вас гостевой брак!
— Нет, кинематографический. Нас держит вместе кино, а те, кто им занимается – больные люди (смеется). Очень многие семьи в нашем окружении вынуждены постоянно передвигаться по работе и выкраивать время, чтобы побыть вместе. И планировать что-то невозможно. Я не могу сейчас сказать, где буду через месяц и два, что я буду делать летом. Есть время – поехали семьей на курорт, нет – работаем. Планы могут измениться буквально за сутки.
— А как же ребенок?
— Пока сын не ходил в школу, он ездил со мной. А сейчас он уже школьник, поэтому сидит в Киеве.
— Вы его отдали в киевскую школу?
— Да. Лев ходит в школу при Российском посольстве. Я считаю, что ребенок должен учиться на родном языке, а родной для него – русский. Немецким он тоже владеет, и гражданство у сына австрийское.
— А у Льва уже есть личные планы – где он будет жить?
— Нет. Но он уже мечтает стать палеонтологом. И с другом они оба решили, что будут поступать на археологический факультет в Петербургский университет. В кино он не стремится, и, слава Богу, так как это очень сложная жизнь.
— Получается, что ваш сын связывает свое будущее с нашими русскоязычными странами. А муж не ревнует?
— Ревнует! Естественно, ему кажется, что в Австрии ребенку будет лучше, но пока жестких споров у нас не возникает. Это будет решение сына.
— А где вы сейчас снимаетесь?
— Вышел фильм «Лука», где я снялась. Его премьера состоялась на международном православном фестивале «Покров», но актеров на нее почему-то не пригласили. Будем ждать светской премьеры. Вот сейчас пригласили в сериал. Если все сложится благополучно, буду сниматься.
«Нас никто не ждет в Евросоюзе»
— А вас приглашают, как австрийскую или украинскую актрису?
— Мы там гастербайтеры (смеется). А если серьезно – то все заявления, что Украина – не Россия, очень больно бьет по нашим людям. Возникают правовые коллизии при оформлении на работу. Все это происходит очень сложно. А ведь это неправильно, ведь фактически мы одна страна. Я не могу разделить Украину и Россию, и для меня непонятно почему на границе русский у русского должен проверять паспорт. Наши отличия – это региональные особенности, точно также как у центральных областей России с Дальним Востоком и Уралом. И язык у нас один.
— Вы не верите в членство с ЕС?
— Это такая тотальная ложь! Нас никто не ждет в Евросоюзе. Никогда Украина в туда не вступит. И зачем нам это нужно? Чтобы мы окончательно загнулись? У нас другая цивилизация. Посмотрите на молодых европейцев, на Прибалтику. Там же нет ничего! Они ведь не могут найти работу. Экономика полностью лежит. Прибалты в долгах, как в шелках. У стран ЕС очень много обязательств и никаких прав. В свое время их накачивали кредитами, как кабанчика на черный день. И этот день настал. И теперь стригут баранов. А Украина ЕС нужна только для того, чтобы открыть новый рынок и дать работу европейцам. У нас и так производство падает, а тогда совсем ляжет. Что такое город, где центом всего был завод, который закрыт? Это масса безработных, которые ничего не могут купить. Я родом из Енакиево. В советское время это был богатый город. Сейчас там люди непонятно как живут, и страшно, каким воздухом дышат. Осталась только половина населения. Они худо-бедно работают на заводе за копеечную зарплату. И нет ни профсоюзов, ни защиты. А все разговоры об улучшении при новых собственниках – это легенды о белом бычке. Чтобы все это возродить, нужно вкладывать миллиарды. Но никаких инвестиций там не будет – свободных денег в мире давно нет. И никто никому просто так ничего не занимает. Только на определенных жестких основаниях. У меня странное хобби – чтение исторической и политической литературы. Поэтому я понимаю, что происходит, но не понимаю, что с этим делать.

Читайте также по теме