В Киеве вскоре может подорожать проезд в общественном транспорте. В столичной администрации озвучили себестоимость поездки одного пассажира. По данным чиновников, это более 20 гривен, о чем заявил первый заместитель председателя КГГА Николай Поворозник. Он рассказал, что власть получила документы от перевозчиков, теперь их будут изучать экономисты для того, чтобы установить новые тарифы. Когда и как стоимость проезда в общественном коммунальном транспорте Киева может вырасти, в интервью ГолосUA анализирует эксперт по вопросам транспорта Иван Черныш.
– Иван, насколько может подорожать проезд в общественном транспорте Киева и когда?
– Насколько видно из заявлений чиновников, он подорожает, но на какую сумму, они ждут ответа от коммунальных предприятий, метрополитена и «Киевпасстранса», которые должны посчитать свою экономику и предоставить новый тариф. Было заявлено четко, что повышение стоимости проезда – это факт, но на какую сумму, мы пока еще не знаем. Еще летом, когда этот вопрос поднимался, эксперты и транспортники сходились во мнении, что все закончится примерно на 15 гривнах. Цифра в 20 гривен, которая озвучивалась – это больше запугивание. Если сильно поднять цены, то у людей будут проблемы, потому что зарплаты не сильно растут, плюс тяжелые времена, связанные с COVID-19, с ограничениями. Часть бизнеса в «красной зоне» перестанет работать. Это социально сложная тема, и сильно повышать тариф не получится, потому что будет взрыв. Плюс сейчас есть конфликт КГГА и Офиса президента. Офис президента считает, что Кличко не справляется со своими обязанностями, поэтому если будет сильно повышаться тариф, это даст дополнительные козыри в руки Офиса президента. У КГГА сложная ситуация. Им нужно повысить тариф, но при этом сильно они это сделать не могут.
– Есть ли реальные причины для повышения тарифа в метрополитене и наземном транспорте столицы?
– На самом деле, да, есть. Первая причина связана с тем, что когда этот тариф устанавливался в доковидные времена, был совсем другой пассажиропоток, была другая стоимость топлива. Больше людей пользовалась транспортом, и стоимость была меньше. Сейчас получается так, что и цены на топливо выросли, особенно в последние месяцы, даже несмотря на регулирование цен. На зиму дорожает дизельное топливо. Во-вторых, пассажиропоток упал очень сильно и в метрополитене, и в наземном транспорте. Получается, что эту разницу будет компенсировать бюджет, но бюджет тоже не готов это все компенсировать. Поэтому они хотят часть этой компенсации заложить в новый тариф.
– Переложить на пассажиров?
– Это не совсем хорошо, если транспорт будет дорогим. Например, человеку с Троещины нужно проехать на Теремки. Ему нужно ехать на троллейбусе, потом на метрополитене, потом еще каким-то транспортом. Это будет 45 гривен в одну сторону. Обратно – это уже 90 гривен. Это очень много. Может быть так, что людям будет дешевле поехать на такси, на электросамокате или на чем-то еще. И это тоже приведет к тому, что люди откажутся от коротких поездок на транспорте. Из-за этого упадет пассажиропоток, и транспортники будут опять говорить, что им не хватает денег. Это болезненная тема для всех. Цивилизованный путь решения – это чтобы бюджет оплачивал, а люди платили по абонементу в месяц. Например, как происходит в странах Европы. Там платят 40 евро за месяц, а разовая поездка стоит 2 евро. Люди покупают месячный проездной, он стоит адекватных денег, а остальное доплачивает бюджет, и все довольны. Деньги собираются заранее. А у нас ориентация на разовые поездки.
– Как Вы думаете, почему тема повышения стоимости проезда актуализировалась во время карантина, когда Киев входит в «красную зону»?
– Скорее всего, мне кажется, это больше совпадение. Даже если сейчас повышать тариф, то месяц уйдет на общественные обсуждения. Реально решение будет не раньше 1 января. Это может быть подготовка к тому, чтобы к новому году иметь возможность запустить новый тариф. Возможно, чиновники рассматривали вариант, что будет новый бюджет, новый тариф и там будут все считать по-новому.
– Сейчас вводят ограничения на межобластные пассажирские перевозки. Для этого необходим сертификат о вакцинации или результат того или иного теста. Аналогичные меры вводятся на общественном транспорте городов. Как эти новые ограничения скажутся на работе общественного транспорта?
– Опять-таки негативно. Часть людей не может воспользоваться транспортом. Автобус как ездил, так и будет ездить, но меньше людей соберет. Люди недовольны, что они не могут пользоваться, автобус едет полупустой. На межгороде произошло так, что водители не вышли на некоторые рейсы. В городе так не будет. Транспорт может ездить, потому что потери может компенсировать бюджет. Но это плохо для всех. Власть пытается подтолкнуть людей к вакцинации, но транспорт зависит от пассажиров. Если это частный транспорт, он просто перестает ездить. Если это коммунальный транспорт, он накапливает убытки, которые потом бюджет все равно должен оплатить.