Высокая цена на энергоресурсы провоцирует рост цен на продукты питания. Еще в сентябре специалисты обращали внимание на то, что в случае подорожания газа в Украине украинские фермеры, выращивающие в теплицах овощи, фрукты и зелень, могут поднять цены или сократить производство. По данным Госстата, в октябре по сравнению с сентябрем овощи выросли в цене на 10,6 %. С начала 2021 года по октябрь наиболее подорожали растительное масло (+41,4 %), сахар (+29,9 %), хлеб (+14 %), мясо (+12,1 %). На 26,7 % подорожали топливо для транспорта и смазочные материалы, что также отражается в стоимости продукции. Такая ситуация ничего хорошего не обещает обыкновенным потребителям. Как дорогие энергоносители отражаются на производстве сельскохозяйственной продукции, в интервью ГолосUA рассказывает глава Союза украинского селянства Иван Томич.
– Иван Федорович, как дорогие энергоресурсы – электроэнергия, газ – влияют на производство сельскохозяйственной продукции?
– Однозначно в прямом соотношении. В зависимости от доли энергоресурсов растет соответственно стоимость. Здесь экономическое правило работает четко, и нет никаких вариантов его изменить.
– В какой продукции доля энергетики наибольшая?
– Если брать период поздняя осень – начало зимы, то овощи идут, как правило, с закрытого грунта, в поле уже ничего не растет. А для производства с закрытого грунта необходимы любые энергоносители. Поэтому ситуация относительно производства овощей с закрытого грунта является наиболее зависимой от тепла, то есть от энергоносителей. Исходя из этого, цена будет соответствующей. Дело в том, что в сельском хозяйстве производство является частью стоимости конечной продукции. Второй частью является переработка. Если оценивать сахар, то значительная часть стоимости переработки сахарной свеклы зависит от энергоносителей. Поэтому эта стоимость также перейдет в цену продукции сахара, который будет произведен в этом году. В целом и хлеб, безусловно, не обходится без энергоносителей. Это в любом варианте повлияет на цену, хотя на цену будут влиять и другие факторы. Я уже не говорю об отоплении животноводческих помещений и всего остального. Таким образом в той или иной степени энергоносители имеют прямое отношение и формируют цену на практически всю продукцию.
– От дорогих энергоносителей больше всего может подорожать сахар, хлебобулочные изделия, мясная продукция, птица, яйца, тепличные овощи?
– Да, но в каком порядке расставить эти продукты, тут есть нюансы. В целом вы перечислили приблизительно те продукты, на которые это повлияет в первую очередь.
– А когда мы можем увидеть подорожание продуктов от дорогой энергетики? Через несколько месяцев?
– Это будет зависеть от каждого продукта. Возвращаясь к практике, если в декабре будут морозы, нужно выдерживать температурный режим для закрытого грунта, то те первые плоды, которые будут собираться, однозначно будут с новыми этикетками и новой ценой. Например, для переработки сахара этот период будет длиннее. Дело в том, что есть еще запасы сахара прошлого года, которые будут переходными и будут влиять на цену. А сахар, который будет произведен в результате переработки, пойдет в реализацию позже. Поэтому цена будет меняться в зависимости от продукта. Я думаю, это почувствуется быстрее всего через месяц-полтора, а уже более серьезнее – в течение трех месяцев.
– Насколько может подорожать хлеб?
– Ранее я четко заявил, что хлеб сентябрь к сентябрю подорожает от 25 до 35 %. Тут все зависит, какие будут колебания и не только с энергоносителями. Но тенденция к верхней планке в 35 % является более реалистичной, чем к нижней в 25 %.
– Какие причины, кроме энергетики, будут влиять на подорожание продукции?
– Фактор, который стабильно влияет на формирование цены – это наличие продукта на рынке, внутренние и внешние цены. Эти факторы являются исключительными, и формирование цены как раз происходит из этого. Если характеризовать тут разные продукты, то нужно сказать, что доминирующая часть наших продуктов на сегодня имеет внутреннее производство, особенно животноводство, особенно овощи, с дефицитом или с недостаточным производством на рынке этой продукции. Поэтому цены будут зависеть от этого. Ну, например, овощи, произведенные в летний период к энергоносителям, которые сейчас есть, не имеют никакого отношения, кроме хранения, транспортировки. Но их количество будет влиять на цену, возможно, даже еще сильнее, чем энергоносители. Например, этой осенью и в начале зимы, я считаю, лучший забег сентябрь к сентябрю из овощей показал лук. Он уже продемонстрировал рост цены вдвое и больше, и еще добавится. Тут фактически нет никакого влияния энергоносителей и новых цен, а влияет один фактор – сокращение производства лука в текущем году. И однозначно это отражается уже на цене, которая выросла более чем вдвое к соответствующему периоду прошлого года. Это как пример того, что производство внутренней продукции является основным фактором ценовой политики.
– А что говорят сами производители и фермеры? Как они реагируют на дорогие энергоносители и воспринимают эту ситуацию?
– Реакция разная, но, безусловно, радости нет ни у кого. Это в целом. Дело в том, что производители занимаются разными видами продукции. Безусловно, подавляющее количество производителей-фермеров склоняются к зерновому направлению. Это тенденция последнего десятилетия, это факт. Но есть еще те, кто производит овощи с открытого грунта, есть те, кто производят овощи с закрытого. Есть те, кто занимается всеми направлениями животноводства. Есть те, кто занимается ягодами, фруктами и так далее. Поэтому если говорить о зерновом хозяйстве, то те, кто в этом году собрал урожай, а преимущественно собрали неплохой, смотрит так немного свысока: ну и что, что эти энергоносители подорожали, я получил хорошую цену, хорошую выручку, хорошую прибыль. И в этом есть доля правды. А, например, те, кто занимается животноводством, молоком, мясом, они далеко не говорят так. Они говорят, что для них приходит тупик. Посмотрите: энергоносители дорожают, но главное для животноводства – корма. 70 % в животноводческой продукции – это корма. А корма сейчас чрезвычайно дорогие по сравнению даже с прошлым годом, тем более с позапрошлым. Выходит ситуация, что если экономически все сложить вместе, заложить в стоимость продукции, которая будет через полгода, то выходит такая прогнозированная цена продукции, что ее будут покупать только депутаты и правительство. Я немного иронизирую, но 70-80 % украинцев не смогут покупать эту продукцию, потому что не будут иметь за что. Возникает дилемма: а что с того, что рынок будет замирать и на него будут приходить продукты внешнего рынка? И вот это называется тупик. Поэтому если кто из производителей этой животноводческой продукции и смотрит в будущее, это будущее очень туманно.