Производители молочной продукции в Украине анонсировали подорожание товаров на 20% до конца года. Так, только за прошлую неделю литр молока экстра класса подорожал на 16 копеек. Вместе с тем, как отмечают эксперты, рост цен сопровождает падение качества продукции, поскольку обедневшее население все чаще отдает предпочтение более дешевым продуктам. В убытке и производители, поскольку, потеряв огромные внешние рынки, вынуждены сокращать продажи и на внутреннем. О ситуации, которая сложилась в отрасли, о ценах и качестве молочной продукции ГолосUA рассказала аналитик Ассоциации производителей молока Яна Музыченко.
— Яна, назовите причины подорожания молочной продукции в Украине?
— Во-первых, это девальвация гривны, которая влияет на себестоимость производства, как молочного сырья (цены на корма, ветпрепараты, горючее), так и конечного продукта переработки (импортные комплектующие, закваски, ферменты). Во-вторых, сезонное сокращение производства молока, которое подкрепляется постоянным сокращением поголовья. К тому же на Украину наступает новая "африканская чума", только для коров — нодулярный дерматит КРС, что угрожает дополнительным сокращением поголовья и производства молока. Потери от этой болезни оцениваются в 127 050 голов промышленного поголовья и 826 тыс. тонн молока. В-третьих, существенное подорожание коммунальных платежей, в частности, электроэнергии.
— Как это отразится на ценах в розничной сети?
— Молоко 2,5% жирности в дешевой упаковке будет стоить 16,20 грн/л, кефир, также в дешевой упаковке, — около 21 грн/кг, масло 82% жирности — 155-160 грн/кг, а спрэд (72,5%) — 67-70 грн/кг.
— Как подорожание отразится на качестве продукции, которое, очевидно, будет снижаться в условиях низкой покупательской способности?
— Качество продукта напрямую зависит от его стоимости и если потребитель готов покупать качественный продукт, цена на него остается сравнительно высокой, потому что для него необходимо достаточное количество качественного сырья – экстра, высшего сорта, нужны соответствующие ингредиенты, которые также стоят немало. Это существенно влияет на стоимость произведенного продукта.
— Еще летом были обнародованы результаты тестов, которые показали очень высокий процент фальсификации сливочного масла, ранее были большие претензии к качеству твердых сыров…
— Ну, тут вопросы еще и к добросовестности самого переработчика. То, что он туда кладет, и то, что пишет на упаковке – это часто две разные вещи, и мы увидели это по тестам. Для этого мы лоббируем закон о молоке и молочных продуктах, где речь идет о том, что необходимо указывать на упаковке, где молочные продукты, а где молокосодержащие. Причем – крупными буквами, возле названия. Это же касается и сыра. Есть сыр, а есть сырный продукт – и это уже указывается. Но, все-таки, все зависит от цены. Должны быть какие-то торговые марки, которым вы можете доверять.
— В условиях падения потребления есть ли на сегодняшний день перспективы развития у отрасли?
— В данный момент мировой молочный рынок начинает активное возобновление после затяжного кризиса. Цены на молоко и молочные продукты растут. Украина же перенимает эти тенденции. Поэтому мы ожидаем относительной стабильности в среднесрочной перспективе. При этом, объем произведенной молочной продукции до конца года будет сокращаться из-за недостатка сырья. Также большой интерес вызывает вопрос кооперации и сотрудничества между производителями и переработчиками, поэтому в далекой перспективе стоит ожидать изменения модели ведения молочного бизнесав целом.
Так, если раньше отношения между производителем и переработчиком были натянутыми – производители жаловались на низкую закупочную цену на молоко, а переработчики заявляли, что она для него высокая. Исходя из ситуации, которая сформировалась на сегодняшний день в отрасли – то, что мы потеряли российский рынок, то, что у нас падают показатели экспортные, массово вырезается поголовье – переработчик тоже от этого теряет объем переработанного продукта. Поэтому стороны становятся более лояльными друг к другу. То есть, мы видим, что такая ситуация вынуждает к какому-то взаимопониманию.
— Почему появился недостаток сырья, если падает спрос на готовую продукцию?
— Если понимать год к году, то у нас объем произведенного продукта на конец года, скорее всего, будет меньше, чем в прошлом году, потому что у нас есть эта недостача сырья. Но если говорить о его реализации, то все-таки, да, эксперты говорят об избытке молока, которое стоило бы снять с рынка.
— А каковы перспективы украинской молочки за рубежом?
— Украина активно работает над расширением экспортных ринков для молочной продукции. За последние два года для нас открылись рынки Европы, Китая и некоторых африканских стран. Кроме того, не прекращаются торговые миссии и переговоры относительно стран Африки, стран МЕНА (Регион Ближнего Восхода и Северной Африки) – по этим странам ведется активная работа, ездят туда рабочие группы, выставки, ведется просветительская деятельность. Они большие, они развиваются, и на них существует большой дефицит молочной продукции. И Украина может урвать там свой кусок.
— Украинские производители действительно продают много продукции в Европе и Китае?
— Для нас стали открытыми рынки Европы и Китая, однако то, что они стали открыты и то, какие объемы мы туда поставляем – это разные вещи. Разрешения на поставки у нас есть, у наших переработчиков, но объемы поставок туда небольшие, что касается Европы, то туда, в большинстве случаев, пробные партии пошли. Кисломолочных продуктов туда поставили всего 3 т – цифры, на самом деле, смешные, но это были пробные партии – как будет реагировать рынок на украинский продукт, найдет ли он своего потребителя, потому что, мы знаем, что в Европе сейчас свой избыток молочной продукции, и они сами ищут рынки сбыта. И Украина там шансов больших не имеет. Из позитива то, что мы имеем теперь еврономер, то, что мы имеем одобрение Европы, с которым мы можем выходить на другие рынки. Потому что, если Европа нам поверила, то и другие страны тоже должны, потому что стандарты качества у них высокие.
Увеличилось количество африканских стран – они начали выбиваться в лидеры по экспорту нашей продукции. По молоку и сливкам не сгущенным – туда относится Ливия, которая никогда не была в «топе» по этим продуктам, а сейчас туда поставляется порядка 9% именно этого сегмента. Объединенные Арабские Эмираты – туда поставляются кисломолочные продукты больше, чем раньше – свыше 8%, Марокко – туда мы поставляем масло – где-то 14%, и немного сыров идет на Египет – чуть больше 8%.