Наша страна сама денег не зарабатывает, уже долгие годы мы сидим на траншах. Украину искусственно держат на кредитной игле. А для бизнеса все еще сохраняются чересчур дорогие кредиты, тем временем Национальный банк так и не снизил уж очень высокую учетную ставку в 18%. Экономисты говорят, что, прикрываясь «борьбой с инфляцией», для бизнеса и далее будет сохраняться «кредитный голод». Эксперты уверены, что для роста экономики нужно уменьшать учетную ставку. О том, почему нужно снижать учетную ставку в Украине, и кто ведет гибридную войну с нашей экономикой, корреспонденту ГолосUA рассказал бывший заместитель председателя Национального банка Украины Ярослав Солтис.
— Ярослав Федорович, на ваш взгляд, нужно ли снижать в Украине учетную ставку?
— Учетная ставка не должна быть выше уровня инфляции. Вообще, учетная ставка – это стоимость денег из первых рук. В каждом государстве, в том числе в Америке, есть своя ставка на доллары, на евро. В Украине Национальный банк дает деньги коммерческим банкам по учетной ставке — рефинансирует и кредитует коммерческие банки, а в свою очередь банки к этой ставке добавляют свой доход и дают кредиты — ставка + ¼ ставки. Кредиты сейчас финансово-кредитные учреждения дают от 14% в гривнах до 300% годовых. Под 300% годовых кредиты дают спекулянты вне банковской системы. 14% дают большие банки своим самым лучшим клиентам. 14% годовых — это хорошие условие, это ниже учетной ставки. Как правило, банк берет депозиты в гривнах у людей под 12% и, если хороший клиент, который имеет хорошие обороты в банке, а тот «живет» за счет этих оборотов, то банк такого клиента еще и кредитует. При этом банк имеет 2% себе. Такие банки не получают рефинансирования со стороны Национального банка. Для того, чтобы экономика развивалась, нужно, чтобы учетная ставка не превышала уровня инфляции. У нас, говорят, инфляция составляет 9-10%, поэтому учетная ставка у нас должна быть не выше 10%.
— К чему еще должен быть привязан уровень учетной ставки?
— Кроме инфляции, учетная ставка «привязывается» к уровню девальвации или ревальвации гривны. То есть, насколько гривна в этом году упала по сравнению с прошлым годом. В этом году гривна не упала, а поднялась, поэтому учетная ставка должна быть, с этой точки зрения, — ноль гривен. Учитывая инфляцию 9,8%, максимум – 9,8%. Основная причина инфляции в Украине – это монополизм наших олигархов, которые нам дороже продают билеты в метро, билеты в автобусы, троллейбусы, газ, коммунальные услуги. Они монопольно подняли цены на все, а раз монопольно поднялась цена на эти товары, то и все другие товары имеют транспортные затраты – затраты на бензин, на электрику – на все по цепочке. Реальная стоимость товаров – таких, как продукты, одежда, обувь, электроника, жилье в Украине – сейчас не растет в цене. Так, квартиры у нас не подорожали.
— Поднимать цены на всё выгодно олигархам…
— Безусловно. Это выгодно небольшой группе олигархов. По сути, это является гибридной войной с нашей экономикой. Есть такие практики, чтобы убивать. Можно убивать людей, а можно убивать экономику. Каким образом? Сдавать на металлолом танки, государственные заводы, не приватизировать их, а кивать на Оборонпром…
— В нашем государстве есть контроль движения бюджетных денег?
— Нет, у нас нет контроля. Так, у нас Счетная палата, фамилия председателя которой Пацкан, никого не проверяет. Не может прокуратура работать, если нет акта проверки Счетной палатой затрат бюджетных средств. Счетная палата сегодня не работает или работает не в ту сторону. И так во многих сферах.
— Есть ли в Украине основания для стабильности гривны?
— Безусловно, есть. У нас есть бесплатная вода, бесплатный воздух, дешевейшая рабочая сила, интеллектуально развитая – не пьют, много не курят, работящие. К сожалению, что касается земли, то враги украинского народа против рынка земли. Тот, кто против рынка земли, он, по сути, против развития украинской державы. Рынка земли нет в некоторых государствах — в тех странах, где земля не может быть товаром. Это Куба, Корея, Венесуэла, Арабские Эмираты. У них нефть есть, и поэтому есть шейхи, которые имели в виду всех земледельцев. Там ничего не растет, даже картошка. Поэтому там нет рынка земли. А в Украине один из самых дорогих и самых больших рынков, который даст развитие экономики, это рынок земли. Единственное условие — эта земля должна быть у собственника – гражданина Украины, чтобы он не строил там то, что не нужно. Только граждане Украины на первые 10 лет, пока мы не вступим в ЕС. И второе условие – дается не больше 200 га на физическое лицо. Никакие юридические лица, никакие иноземцы, инопланетяне не должны владеть украинской землей – первые 10 лет. А потом у нас должен быть такой же рынок, какой сейчас есть в Германии, во Франции, в Чехии, в Польше, в Австрии, в Италии.
— Почему «враги украинского народа» против рынка земли?
— Потому что олигархи сами владеют землей, взяв в аренду сотни тысяч гектаров на 49 лет. Они берут у людей, у стариков землю в долгосрочную аренду. Старикам по 70 лет, на 49 лет взяли у них землю в аренду, и они имели в виду тех, в собственности которых эта земля находится. Когда будет реальный рынок земли, нужно будет покупать ее или платить реальную арендную плату.