«Даже руки дрожали от радости!». Такую реакцию я услышала от одной из почитательниц писателя Януша Леона Вишневского после того, как она сфотографировалась с любимым автором и получила автограф на книге. Сам Януш Леон Вишневский подчеркивает, что не пишет для конкретного читателя, никогда не ограничивая себя возрастным или гендерным цензом потенциальной аудитории. Он владеет четырьмя языками, а во время встреч с читателями много улыбается и шутит. Подписывая книги, обязательно пишет имя человека, который попросил об автографе, ставит подпись и рисует смайлик. От автора нашумевшего «Одиночества в сети» веет таинственностью и недосказанностью, возможно, потому что у него еще много творческих идей. А, может, потому что как ученый он много знает о людях и Вселенной. Во время недолгого пребывания в Киеве Януш Леон Вишневский рассказал ГолосUA и о ключевых событиях в своей жизни в 2014 году, и о творческих планах на ближайшее время
— Пан Януш, вы неоднократно называли формулу, по которой живете: «Наука-жена, литература-любовница». Ничего ли не изменилось в вашей жизни в последнее время в этих взаимоотношениях?
— Нет, я всегда работаю над одним и тем же — ежедневно пишу разные программы по химии, но читателям это неинтересно. Что касается литературы, то весной изданы две мои новые книги, которых еще нет в странах СНГ. Одна из них называется «Кульминация» — это интересный литературный проект, когда издательство убедило восемь польских писательниц создать своеобразный литературный ответ на мой сборник рассказов «Любовница», написанный в далеком 2002 году.
— Тогда вы предложили читателям эмоциональные истории преимущественно о женщинах…
— Я дописал еще один новый рассказ «Кровь» и польские писательницы написали по одному произведению, из чего и создана новая книга. Сборник хорошо принят в Польше, но я даже не был знаком с этими писательницами, знал лишь двух из них лично. Второй же проект носит название «Мои реальные истории» и был презентован три недели назад. В течение 10 лет я ежемесячно пишу колонку для важного польского женского журнала « Пани», и даже не заметил, что пролетело столько времени. Но еще одно издательство решило собрать все мои публицистические размышления, а именно 120 текстов, и вышел том на 550 страниц. Таким образом, как видите, мои последние книги – результат прошлой работы. В Польше же все думают, что Вишневский сейчас ничего не делает, а только пишет произведения. Но это неправда! (Смеется – ред). Я — автор научных работ и разработок, но они не бестселлеры.
— Наверняка, вы работаете над каким-то новым крупным произведением. Могли бы раскрыть карты?
— Есть один польский журналист, очень популярный репортер, который открыл свое издательство и решил работать над тем, что давно осуществляют в США. Речь о серии «True Crime» или «Правдивые преступления», когда писатели пишут беллетристику, базирующуюся на криминальных историях, произошедших в реальности. Я уже согласился участвовать в этом проекте и выбрал для книги случай убийства, которое произошло в 1991 году и шокировало всю Польшу. Тогда режиссер из Франции, который работал в Польше, пришел под здание театра и убил на паркинге свою жену и популярного польского певца и музыканта Анджея Зауху, с которым у нее был роман. Он думал, что будет повешен, но в Польше нет смертной казни и он получил 15-летний тюремный срок за двоих людей.
— Вы встречались с ним?
— Да, я получил полицейский акт, а затем мы встретились. У него новая жизнь, женщина, ребенок, и я напишу целую книгу о том, почему он пошел на убийство. По его словам, он не собирался убивать жену. Посмотрим, возможно, итог этой литературной работы будет интересен и для украинских издателей.
— В Украине вышла также одна из ваших новых книг в соавторстве с профессором Збигневом Издебским «Интимно. Разговоры не только о любви». Расскажите немного о ней…
— Я давно дружу с профессором Издебским, лучшим сексологом Польши. И вот как-то после пятого бокальчика вина я подумал, а почему бы мне бесплатно не узнать у него, все о чем он так осведомлен за 20 лет работы? (Смеется – ред). Это был диалог ученого с ученым, ведь я, как химик, точно знаю, что происходит с нами, когда мы влюбляемся или проходим другие стадии чувств. Мы работали над книгой в течение 6 сессий по 6 часов и так родились наши диалоги. Это книга о сексуальности мужчин и женщин. Ее ни в коем случае не стоит рассматривать, как пособие, но можно показать младшему поколению.
— Знаю, что вы читаете книги на 4 языках в оригинале. Что сейчас на вашей прикроватной тумбочке и как оцениваете современную литературу в целом?
— Я действительно читаю на польском, немецком, английском и русском, чтобы не терять язык. Что я читаю и как оцениваю, зависит от ситуации. 13 апреля умер Гюнтер Грасс, и мне захотелось снова перечитать его произведение «Траектория краба». Я знаю все его книги, очень люблю этого автора. На русском языке читаю очень мало современной литературы. В этом смысле мой самый любимый писатель – Людмила Улицкая. Также на русском читаю «Идиота» третий раз, так как мне прислали книгу для иностранцев, где есть ударения. На английском сейчас увлечен научно- популярной работой Нэнси Эткофф о том, как красота влияет на нашу жизнь. Мне интересно узнать, правда ли, что красивые люди более счастливы, чем некрасивые.
— Психологи утверждают, что субъективное благополучие личности, которое приравнивается к счастью, не обусловлено такими факторами, как возраст и физическая привлекательность….
— Да, и чтобы разобраться во всем, читаю эту научную работу, где есть множество примеров из жизни. А вот на польском сейчас ничего не читаю, нет времени! Все полагают, что я много изучаю книг…Хотя, по сравнению с обычными поляками, особенно молодым поколением, конечно много.
— Как заявил председатель фонда Букеровской премии Джонатан Тейлор, с 2014 года для того, чтобы стать лауреатом, нет «сдерживающих географических рамок и национальных границ». Возникали ли у Вас мысли о получении Букера или Нобелевской премии по литературе?
— Я бы хотел получить все возможные премии – Нобелевскую, Букера! На самом деле, знаю свою роль. Я — популярный писатель и получаю самую важную премию от моих читателей, которые покупают книги и дарят мне свое время, изучая и обсуждая их. Возможно, я и хотел бы получить эти награды, но не было бы хорошо, чтобы химик или информатик получил премию по литературе.
— По моим подсчетам, вы — автор не менее 20 книг. Какие вам бы хотелось отметить, как особо значимые?
— Больше всего эмоций у меня вызывает книга «На фейсбуке с сыном» — разговор с моей мамой, которую я очень любил. Очень люблю книгу «Бикини», в которую инвестировал много времени и работы. Это история любви во время Второй мировой войны и каждый видит в ней то, что хочет видеть — любовь или исторические события. Также мне особо нравится сборник «Любовница». Каждая книга важна для меня, но самая последняя всегда чуть более значима. Это, как появление нового ребенка, которому нужно отдавать много чувств. Когда я пишу книгу, то всегда помню, что ее будут читать многие люди, а, значит, я работаю не только для себя.
— Вы создаете героинь, которые запоминаются и мужчинам, и женщинам. Могли бы влюбиться в один из этих образов, как Пигмалион в Галатею?
— Я люблю своих героинь, но не влюбляюсь. Их так много, я – полигамен.
— В 2014 году вы отметили юбилей. Свое 50-летие одиннадцать лет назад Вы встретили в Торуни в ресторане, куда пригласили семью и подготовили мультимедийное шоу, демонстрируя на экране самые важные фотографии. Как прошло ваше 60-летие?
— Я заранее пригласил всех близких мне людей, но все пришлось отменить, потому что за день до этого умер мой кузен, который был моим очень хорошим другом. Он рано ушел из жизни.
— Грустный факт. А чем живут ваши дочери, как вы всегда подчеркиваете, главные женщины в вашей жизни?
— Младшая живет новой работой в Дублине, где она занимается маркетингом для IT-компании. А у старшей дочери в конце октября прошлого года родился ребенок.
— Поздравляем! Вы рассказывали, что перед рождением дочерей вы молились, чтобы на свет появились именно девочки. У вас внук или внучка?
— Внучка! В нашей семье появляются только девочки! Пока что так.