Ю. Федчишин: «В офшорах «с украинским корнями» в среднем сосредоточено 120 млрд долларов»

Общественность продолжает ждать ответы на вопросы, возникшие в связи с разгоревшимся офшорным скандалом. Сколько же средств в среднем могут находиться в офшорах с украинскими корнями? Как отражается на экономике страны вывод капитала  за рубеж? Каковы шаги для скорейшей деофшоризации украинской экономики? На эти и другие вопросы в интервью ГолосUA ответил эксперт Института общественно-экономических исследований Юрий Федчишин.

Юрий, сколько по оценкам экспертов средств выведено в офшоры из Украины за последние годы? Есть данные, что в офшорах с украинским корнями сосредоточено от 117 до 167 млрд долларов…

— Средняя оценка — 120 млрд. Однако, это совершенно приблизительный показатель. Деньги выводятся четырьмя способами, и каждый из них, как правило, не позволяет оценить ни реальность вывода денег, ни их конечное назначение в офшорах.  Первые три способа  — это выплата процентов, дивидендов или роялти за рубеж украинской компанией — как правило, в развитую страну (Нидерланды, Великобританию, Австрию). А оттуда уже деньги идут такими же способами в офшоры. Иногда напрямую деньги выводятся на Кипр, особенно часто это происходило раньше, из-за особенностей конвенции Украины с Кипром во избежание двойного налогообложения.  Четвертый способ — это торговля, то есть закупка украинской компанией реальных или фиктивных товаров и услуг.

Так вот дело в том, что определить реальность операций украинских компаний и их деловую цель невозможно из-за неприменения указанных категорий в нашей стране, в отличие от развитых. И потому невозможно сказать по статистическим показателям — выводились ли деньги для реальной торговли. Подытожив, отмечу, что каждый из четырех способов вывода денег может служить реальным деловым целям «белых компаний», или целям вывода средств из страны. А поскольку банковская тайна в других странах сохраняется, то определить, сколько сосредоточенно офшорных денег за рубежом невозможно.  Важно определить один момент — несмотря на то, что деньги выводятся в компании, которые находятся в офшорах, их банковские счета как правило находятся в развитых странах  — Швейцарии или Великобритании.

— Каковы, на ваш взгляд, основные причины офшоризации в Украине?

— В украинских реалиях офшоризация часто связана даже не с нежеланием оптимизировать налоги, а с желанием защитить бизнес, переведя его под иностранную юрисдикцию. Ведь в Украине можно оптимизировать налоги и без зарубежных офшоров. Также офшоры позволяют пользоваться привилегией свободы оборота капитала, в то время как в Украине государство к ВЭД относиться негативно — пытается поставить железный занавес и под ним все ограничивать и контролировать. Поэтому главными условиями являются реальная реформа судебной и правоохранительной систем, банковского регулирования, а также реформа налогового законодательства. В части налогового законодательства необходимы изменения, которые бы критически уменьшили градус конфликта между ГФС и бизнесом, ведь бизнес независимо от своей "честности" находится в перманентных судебных спорах с налоговой по любому вопросу. Такая ситуация приводит к неопределенности, а неопределенность отпугивает капитал.

— Насколько пагубно отражаются на экономике подобные процессы офшоризации?

— Офшоризация забирает средства из банковской и налоговой систем. Оценить очень сложно. Если теоретически не было бы офшоров, из Украины все равно выводили бы деньги в развитые страны. Мы такая особенная страна, что не заплатить налоги у нас и так легко внутри страны, поэтому повторю, что основные причины вывода денег — это свобода капиталов и их безопасность в зарубежных юрисдикциях.

— Оцените мировые масштабы проблемы. Как отмечают эксперты, в то же время для таких стран как Британия, Кипр, Нидерланды офшоры являются одной из системных основ для легальной экономики…  /> — Определить опять же сложно. Но есть подсчеты, что в офшорах может быть сосредоточенно от 21 триллиона долларов до 32 триллионов долларов. Верно, что для некоторых развитых стран, такая ситуация является средством для получения преимуществ. Однако эти страны, как правило, не выступают офшорами напрямую, а являются посредническими на пути к офшорам из таких стран как Украина. К примеру, у Украины достаточно льготная конвенция об избежание двойного налогообложения с Нидерландами, то есть выводить деньги из Украины в эту страну дешево. Однако с Панамой у Украины конвенции нет, поэтому выводить в Панаму дорого. Но у Панамы есть конвенция с Нидерландами, поэтому через эту страну и выводят деньги из Украины в Панаму.

— Расскажите об истории появления офшоров. Сколько лет этой практике?
— Желание спрятать деньги в развитой юрисдикции появились с первыми финансовыми инструментами и банковской системой. Желание не платить налоги с помощью иностранных юрисдикций проявлялись еще в древней Греции. Однако, в нынешнем виде история начинается с внедрением налогов на прибыль в развитых странах Европы и Северной Америки. Такие первые офшоры появились в Лихтенштейне, Швейцарии, Бермудах и других странах в 20-х-30-х годах 20 века. Особую популярность получили офшоры с началом Второй мировой войны и эта популярность продолжилась после её окончания. Это связано с очень существенным повышением налогов в воюющих и послевоенных странах. Такое повышение сочеталось с большой неопределенностью, и, как следствие, неустойчивостью банковских систем многих стран. К 50-м годам нынешняя система офшоров начала окончательно формироваться и после этого лишь поступательно эволюционировала в ногу с изменениями налоговых законодательств в развитых странах. 

— Назовите тезисно 5 основных шагов для деофшоризации украинской экономики…

— Ограничить сотрудничество с офшорами возможно, но полностью его пресечь нет. Для того, чтобы эффективно бороться с офшорами, нужно, во-первых,  присоединиться к инициативам Организации экономического сотрудничества и развития, особенно касательно программы "размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения". Также в международном контексте Украина должна максимально наладить обмен информацией, для чего нужно инициировать внесение изменений в налоговые конвенции с рядом стран, а также уделять больше внимания обмену информации в самой ГФС. Дело в том, что Украина не сможет себя отстоять самостоятельно в глобальном контексте, даже если бы использовала весь возможный потенциал национальных правил. Немаловажную роль играет функционирование общих правил по борьбе с налоговой оптимизацией. Это целый комплекс правил, который направлен на то, чтобы выявлять операции, у которых отсутствует реальная деловая цель, а операции осуществляются лишь с целью оптимизации налогов. Частью этих правил являются правила о контролируемых иностранных компаниях, которые сейчас инициируются в Украине. И, конечно же, нужно более эффективно регулировать трансфертное ценообразование, так как основная оптимизация налогов в Украине совершается через покупку товаров и услуг у нерезидентов с целью вывода средств. В Украине пока правила трансфертного ценообразования реально работают лишь касательно заполнения специальной отчетности. В качестве пятого шага нужно использовать «пряник», то есть обезопасить бизнес и реформировать судебную и правоохранительную системы, а также корпоративное и валютное законодательство, чтобы бизнесу было не менее безопасно и удобно вести бизнес из Украины, чем из офшоров.

— Ожидают ли эксперты, что офшорный скандал приведет к каким-либо позитивным последствиям для украинской экономики и в скором времени?

— Косвенно, да. В борьбе с офшоризацией планируется либерализировать валютное законодательство, что могло бы  являться большим стимулом для роста экономики. Частично возможно удастся и ограничить вывод средств из Украины, однако, это задача не только программы деофшоризации, а и налоговой реформы. Дыр же в налоговой системе пока что остается много. 

Читайте также по теме