Закон Президента Владимира Зеленского «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов» опубликован в издании «Голос Украины». Предусматривается, что главной задачей закона является восстановление уголовной ответственности за незаконное обогащение. Все ли так гладко в этом законе, заработает ли он в наших реалиях, ГолосUA поинтересовался у эксперта Юрия Гаврилечко.
— Юрий, какие плюсы и минусы у закона о незаконном обогащении, и заработает ли он?
— Честно говоря, я не вижу возможности для того чтобы этот закон заработал. Равно, как и шансов для того, что он будет блокирован, как предыдущая норма Конституционного суда. По одной простой причине – что такое «незаконное обогащение», необходимо сначала доказать.
Если это не доказывается и априори считается, что чиновник в чем-то виноват, тогда необходимо будет убрать принципы презумпции невиновности, и тогда это заработает. До тех пор этот принцип будет сохраняться в основе права, все подобные инициативы будут на корню «рубиться» Конституционным судом.
— Какими органами должно быть доказано незаконное обогащение: ГБР, СБУ?
— В зависимости от того, что вы пытаетесь доказать. Если вы нашли разницу в том, что человек задекларировал, с тем, что у него есть по факту, после заявления кого бы то ни было, то в зависимости от того, какого ранга этот чиновник, – тогда это будет выяснять или прокуратура, или служба государственных расследований.
— А в случае, если чиновник что-то «забыл» указать в своей декларации, как это бывает часто?
— И что дальше? Доказать то, что он что-то получил, будет просто технически невозможно. Ведь он мог получить наследство или найти клад в земле. Как это можно проверить? Никак.
— То есть, результата от этого закона не стоит ожидать?
— Это много шума и ничего. Можно только потроллить общественность – это да. Попытаться кого-то из своих политических оппонентов подвесить за уголовное дело? Но тут на каждое уголовное дело найдется свой Андрей Портнов, который популярно на русском языке объяснит, что и как бывает не так.
— Какой же был смысл принятия этого закона?
— Никакого, это точно так же, как и история снятия неприкосновенности с депутатов. Обещали – сделали, то есть, формально все есть.
— То есть, он был принят «для галочки», чтобы показать, что турборежим в действии?
— Да, ведь формально все есть, ну и нормально. Реальных результатов не будет и не должно быть, ведь с коррупцией так никто не борется. Это нонсенс и бред сумасшедшего.
— Но тот же Зеленский заявлял о важности принятия этого закона, о его необходимости для сотрудничества с Евросоюзом и МВФ…
— Замечательно. Покажите, пожалуйста, хоть один соответствующий документ. Чтобы вы понимали, если это требование ЕС, то под ним должны стоять подписи 28 стран-членов ЕС, либо 28 президентов, либо 28 премьер-министров.
— Получается, что Зеленский не разобрался и не знал, о чем говорит?
— Послушайте, к примеру, если он узнает из собственного Facebook, что он оскорбил Юлию Тимошенко, и страшно этому удивляется, о чем можно говорить? Это свидетельствует о том, что с кадровой политикой у Президента все очень плохо. Но если после этого заявления его пресс-секретарь не вылетает с должности, как пробка из-под шампанского, то это означает, что его эта ситуация устраивает.