Украинский зритель уже привык к тому, что концертные афиши не особо балуют его изобилием звездных имен, как это было когда-то. Сейчас все намного скромнее, однако эксперты отмечают некоторое оживление гастрольного рынка Украины. О том, какой выдалась гастрольная осень в этом году, что может выбрать сегодня наш зритель, ГолосUA рассказал эксперт гастрольного рынка Юрий Гулевич.
— Юрий, чем нынешняя гастрольная осень отличается от предыдущего года?
—Что касается гастрольной осени этого года, то в отличие от прошлого года, иностранных артистов стало немного больше. Однако количество не означает качество. Гастрольную осень-2016 можно обозначить одним общим названием «Дискотека 80-х-90-х». Это Крис Норман с сольным концертом. Это Бонни Тайлер, Pupo – они выступят в Октябрьском дворце. Отмечу, что под этих исполнителей собрать зал достаточно непросто, поскольку это артисты нескольких хитов. И полностью сольный концерт таких артистов зрителю может быть не очень интересен. Возможно, будет интересный концерт шведской рок-группы «Европа» — это группа времени расцвета Modern Talking. Их хит – «The Final Countdown» — во времена Советского Союза гремел на всю страну в каждом переулке. Группа выступит на площадке «Стерео Плаза», вместимость которой 4-5 тыс. зрителей. Они приезжают к нам в первый раз, но это тоже концерт в духе дискотеки восьмидесятых. Все остальные – это, конечно, наши. Это Вера Брежнева, Ольга Чубарева и Ольга Полякова. Для таких артистов это очень большая площадка. Еще несколько лет назад были бы очень большие сомнения в том, что они будут собирать сольные концерты. Тем не менее, сегодня они заявлены и очень неплохо продаются.
— Какие иностранные артисты впервые к нам приедут?
-Тех артистов, которые к нам ни разу не приезжали, и сейчас осенью собираются к нам приехать, — буквально пару имен, считанные. Это Хосе Карерас, это солист группы «Deep Purple» — Ян Гилан, он даст сольный концерт. Все остальные, если и есть какие-то новички, которые ни разу в Украину не приезжали, то размеры этих концертов не превышают тысячные залы. Это площадка «Бельэтаж», площадка «Центрум», площадка «Атлас» — вот примерно такие залы. А больших артистов из новых на Дворец спорта, на Дворец «Украина» — буквально единицы. Остальные гастрольные исполнители – это как программа «Хорошо забытое старое». Это два больших концерта «Машины времени» 22 октября во Дворце «Украина». Это опять же два концерта братьев Меладзе – те же, что были в прошлом году, повторение. Борис Гребенщиков приедет к нам с концертом, Лара Фабион — с двумя концертами – и уже не в первый раз. Разумеется, есть такие артисты, которые стабильно два раза в сезон собирают Дворец «Украина». Олег Винник приезжает осенью к нам на сольный концерт. И традиционные — ансамбль Вирского и Хор Веревки. По одному-два концерта – «Вечер памяти Мозгового».
— Зарубежные исполнители уже не боятся ехать в Украину?
— Ситуация по поводу того, что западные звезды боятся ехать в Украину, потому что у нас небезопасно, уже давно «отъехала» на второй, третий и десятый план. Артисты, которые собирались к нам ехать, даже тогда какая-то небезопасность не останавливала, кроме, пожалуй, самых горячих дней Революции Достоинства – это с января по июль 2014 года, то было время, когда Украина не сходила с первых полос всемирных изданий и новостных лент. Разумеется, тогда была самая большая опасность, и западные артисты в такой ситуации боялись даже не за себя, а в первую очередь за безопасность зрителя, чтобы на мероприятии ничего страшного не произошло, учитывая ту нестабильную обстановку в нашей стране. Разговоры о том, что западные звезды, приезжая к нам, просят увеличить охрану, привозить их в бронированных лимузинах, полнейшая неправда. Вообще, в принципе такого не было и нет. Если западный артист соглашается к нам приехать, то он просто берет и едет со стандартными мерами безопасности. Если же артист переживает и боится, что что-то случится, он просто не едет.
— Есть ли у нас альтернатива популярным у нас ранее российским артистам?
— К сожалению, у нас не меняется ситуация с прошлой осени в плане альтернативы популярным, раскрученным исполнителям из соседней страны. У нас по-прежнему пустая, незаполненная ниша с альтернативой артистам, которые всегда собирали большие залы – это такие исполнители, как Елена Ваенга, Стас Михайлов и др. Они к нам ехать на гастроли не собираются, ездить они к нам не будут, а замены и альтернативы им у нас нет. Нужно учитывать то, что на этих артистов ходила самая состоятельная публика. У этих артистов осталась их потенциальная аудитория – им, в принципе, некуда и не на кого ходить. У них альтернативы нет. Да, один раз они могут сходить на Олега Винника, но большинство их них, конечно, понимают, что это не замена. Это совершенно другой артист, известный в своем жанре, но это не тот исполнитель, которого бы хотели видеть как замену тем звездам. Эта ниша у нас провисает, и, соответственно, этот украинский зритель остается без своих концертов. У всех остальных зрителей есть свой выбор – танцы украинские, танцы грузинские, диско 80-х, диско 90-х, евродиско, рок-диско – вариантов очень много. В последнее время наметилась такая тенденция, что нам возят не новое, а очень хорошо проверенное и забытое старое. Во-первых, цена адекватная, поскольку гонорары этих артистов не сильно «кусаются». Во-вторых, даже когда не очень кусаются гонорары, организаторы очень скрупулезно и четко просчитывают все затраты для того, чтобы максимально стараться не завысить стоимость билетов.
— Как формируется цена билета на концерт иностранного артиста?
— Естественно, все гонорары иностранных артистов оплачиваются только в валюте, гривны их не интересуют. При этом надо понимать, что с каждым днем для организаторов растут накладные расходы. Площадкам увеличивают коммунальные, соответственно, площадки увеличивают арендную плату, соответственно поднимается в цене реклама, становятся дороже гостиницы, перелеты, проживание – эта вся цепочка составляющих вложена в цену билета. Например, когда расценивают концерт Криса Нормана, и цена билета доходит до 3 тыс. грн, это не значит, что организатор хочет заработать на одном концерте на всю жизнь, а это происходит из-за того, что очень сильно поднимаются накладные расходы, которые сопровождают визит этого артиста. Для того чтобы продать этот концерт, его нужно хорошо разрекламировать. Хорошая реклама стоит много денег и с каждым днем она дорожает. Сейчас остались единицы организаторов, которые могут себе позволить дать рекламу на центральных каналах телевидения. Это глобальное повышение всего соответственно касается и гастрольного бизнеса. Билеты стараются удерживать, но тем дальше, тем все хуже и хуже. Это вал накладных расходов, плюс для больших иностранных артистов организатор должен «видеть», каким будет курс валют через полгода, поскольку мировые звезды выходят на наши большие площадки за полгода (например, ноябрь начал продаваться в мае или даже в апреле, поэтому надо знать, какой в ноябре будет курс валют). Если говорить о стадионах, то договариваются за год. То есть, надо понимать, какой курс доллара будет в следующем году. Все эти риски вкладываются в цену билетов. Соответственно платит за все зритель.