В Украине грядет реформа образования. Пожалуй, самый важный ее аспект — 12-летний срок обучения по европейским стандартам, открытие опорных школ и специальных учебных заведений для старшеклассников. Чтобы разобраться во всех нововведениях ГолосUA пообщался с главой департамента среднего образования МОН Юрием Кононенко и узнал, обо всех подводных камнях и преимуществах новой системы обучения.
— Многие родители жалуются, что школьная программа стала очень сложной, особенно для первоклассников, были ли внесены в нее какие-либо изменения?
— Перед началом этого учебного года были внесены изменения в программу начальной школы и для 9, 10, 11 классов. В начальной школе мы устранили второстепенные детали, которые мешали усваивать программу. Также решили не просто давать детям определенные знания, но и учить школьников, каким образом можно применять полученные знания на практике.
— Может, убрали какие-то предметы из школьной программы?
— Предметы мы не убирали — это не в нашей компетенции. Добавлять или убирать можно только благодаря изменениям в государственном стандарте. Данные документы не пересматривались с 2011 года. Поэтому еще раз подчеркиваю, то что касается изменений — это устранение второстепенных вещей, которые не определяют основной смысл или содержание того или иного предмета. Например, из курса по литературе — убрали некоторые произведения. В украинском языке — темы, которые не являются принципиальными. То есть теперь дети не будут отвлекаться на второстепенные вещи и у них появиться больше времени на усвоение основного материала. А вот в проекте «Новая украинская школа», который мы планируем запустить с сентября 2018 года, уже началась работа над новым государственным стандартом начального образования. Здесь уже будут кардинальные изменения. Мы рассчитываем, что парламент утвердит данный законопроект до 1 января 2017 года. Как только это произойдет, начнут разрабатываться новые учебные программы. Отмечу, что МОН уже разработал соответствующий проект и скоро должно начаться его общественное обсуждение.
— Какой именно проект, можете о нем рассказать?
— Пока что рабочие группы только приступили к его разработке, но основной принцип — это внедрение компетентного подхода. То есть мы будем стараться сделать все, чтобы школьники хотели учиться. Потому что сейчас мы получаем много нареканий на то, что в начальной школе очень сложная программа и подходы к обучению, которые отбивают у детей интерес к учебе. Отмечу, что к обсуждению данного проекта смогут присоединиться родители. Все идеи и новшества будут публиковаться на нашем сайте, чтобы мы могли получить пожелания и предложения в режиме онлайн. Отмечу, что в отношении 9, 10, 11 классов практически по всем предметам также намеченные значительные изменения.
— За сколько лет вы рассчитываете провести реформу «Новая украинская школа»?
— Такая масштабная реформа не может быть проведена за год или два. Мы рассчитываем, что Верховная Рада в ближайшее время рассмотрит в повторном первом чтении закон « Об образовании» в новой редакции. Это чрезвычайно важно, потому что без законодательного обеспечения никакая реформа не может происходить. То есть вся общественность, педагоги и родители, ждут, чтобы этот закон был принят. Фактически его принятие запустит старт данной реформы. Соответственно дети, которые пойдут в школу 1 сентября 2018 года, будут учиться по новой программе 12 лет.
— Было много нареканий на то, что дети будут учиться 12 лет. Ведь они окончат школу в 19 лет! В чем преимущество такого длительного учебного процесса?
— Лично я выступаю «за» 12-летнее обучение. Ведь в Европе уже не осталось ни одного государства, кроме РФ, Украины и Беларуси, где продолжительность общего среднего образования была бы менее 12 лет. В ЕС уже сейчас есть страны, в которых дети учатся в школах 13 и даже 14 лет. Когда вы говорите, что они окончат школу в 19 лет, то данная реформа и, в частности, закон об образовании предусматривает, что старшая школа сейчас это 10-11, а в будущем 10, 11, 12 – будет существовать, как отдельное учебное заведение. То есть в будущем, после завершения реформы, у нас не будет школ, которые смогут учить детей с первого по двенадцатый класс. Планируется отдельная начальная школа, или отдельная начальная и базовая школа с первого по девятый класс и отдельная старшая школа. Так, как принято во всем мире. Также отмечу, что дети, окончившие школу в 19 лет, будут более серьезнее относиться к выбору будущей специальности.
— Будет ли пересматриваться программа школьников, которые будет учиться 12 лет?
— Мы начинаем разрабатывать стандарт базового начального образования. После него будет разрабатываться стандарт базового и полного общего образования. Поэтому все программы будут пересматриваться. /> Отмечу, что государственный стандарт и программы должны быть разработаны так, чтобы за 12-летний срок обучения дети смогли в полной мере научиться самостоятельно добывать и закреплять полученные знания. Наши эксперты в области образования считают, что данный срок обучения является наиболее оптимальным для того чтобы это сделать.
— Если планируете пересматривать программу, возможно, появятся новые предметы?
— Да, я не исключаю, они могут появиться, но до этого еще далеко. Также может быть сокращение предметов. Ведь сейчас в школьной системе образования очень много одночасовых предметов, которые изучаются в течение одного часа в неделю. То есть фактически при этой системе теряется системность изучения предметов. Грубо говоря, дети за это время забывают, о чем говорилось на предыдущем уроке. Поэтому возможно сокращение и объединение предметов.
— Планируется ли делать отдельные гуманитарные или технические классы?
— Старшая профильная школа существует и сейчас. Однако, очень трудно эту профильность ввести в сельской местности. В частности, если в школу ходит 10-15 старшеклассников, а профильность предполагает, что каждый ребенок может выбрать себе интересующий профиль. Соответственно, это будет сделать не реально. Однако для сельских жителей после реформы в новой старшей школе предусмотрена такая возможность. То есть ребенок, живущий в деревне, сможет поехать в районный или областной центр и там получать профильное образование. Однако, для этого необходимо думать о создании интернатов или общежитий.
— Слышала, что будут создаваться опорные школы, чем они отличаются от общих?
— Они уже создаются. Сейчас у нас работают 144 таких школы. Отмечу, что опорные школы создаются в сельской местности. В объединенных территориальных общинах. Ее опорность заключается в том, что у нее лучшая материальная база, учебно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение и дети из маленьких сел, завозятся в эту школу школьным автобусом для того чтобы получать лучшее образование. Также опорная школа может иметь филиалы. Филиалы – это, как правило, учебные заведения первой степени. То есть начальное образование дети получают в том селе, где проживают, а базовое или среднее — в опорной школе.
— Хватает ли для этого автобусов?
— Автобусов не хватает. Однако, государство много делает для того чтобы в бюджете несмотря на все сложности, были введены определенные механизмы на выделение денег в пропорциях 70 на 30. То есть 70 % в государственный и 30 % в местный бюджет для закупки школьных автобусов. Отмечу, что в Винницкой, Черкасской и Кировоградской областях, успешно были проведены тендеры. Поэтому там уже есть районные объединенные общины, где школьных автобусов хватает. Хотя в целом по стране, мы так сказать не можем, потому что не хватает средств. Но закупка транспортных средств продолжается.
— Сколько денег на это надо?
— Мне трудно назвать полную сумму. Скажу, что один автобус сейчас стоит 1,5 млн гривен. Для полного обеспечения детей по всей стране возможностью ездить на учебу, нужно 500 — 600 автобусов. Отмечу, что у нас есть специальные маршруты. Ведь в некоторых селах, дети вынуждены вставать очень рано для того чтобы включиться в этот маршрут и попасть в школу.
— Что делать с учителями, которых сократили из-за закрытия сельских школ?
— По последним данным у нас наоборот не хватает 1500 учителей в учебных заведениях. Конечно, может быть так, что ликвидируется школа в одном селе, а учителей не хватает в другом. Поэтому, конечно, здесь есть определенные проблемы, но есть и определенные механизмы это предотвратить. То есть МОН пытается этот вопрос урегулировать. Пока что на нынешний момент существует незначительное количество учителей, которые не смогли найти работу в каком-то другом учебном заведении. В основном, этот вопрос решается за счет того, что учителя почетного возраста выходят на пенсию, а некоторые просто переходят на другую работу. В целом, такой общегосударственной проблемы пока не существует. Хотя к этому надо готовиться и думать, чтобы она не возникла в дальнейшем.
— Сколько школ планируется закрыть в этом году?
— В 2016 году закроются около 600 учебных заведений. В том числе и те, которые станут филиалами опорной школы. То есть у нас каждая школа является юридическим лицом, когда создаются опорные заведения, то начальная школа в селе остается, но она уже не будет юридическим лицом, она будет иметь статус филиала. Формально она уже считается ликвидированной, как юридическое лицо, но де-факто продолжает существовать. Однако дети там могут получить только начальное образование. Поэтому такие школы тоже внесены в список тех, которые будут закрыты. Что касается 2017 года, не могу назвать точнее количество школ.
— Было очень много критики на ошибочное определение результатов ВНО не планирует ли МОН вернуться к старой системе?
— Это абсолютно исключено. Внешнее независимое оценивание будет только развиваться. Тот закон, о котором мы говорили, о новой украинской школе, предусматривает также введение ВНО после базового образования. То есть, после 9-го класса. Сейчас дети сдают экзамены только после одиннадцатого, а если будет принят закон, то начнут сдавать и после 9-го. ВНО не может быть отменено, оно должно только развиваться. Когда я езжу по стране и встречаюсь со многими учителями из сельских школ, то они говорят, что ВНО нашим способным и талантливым детям предоставило возможность поступать в лучшие украинские университеты. Поэтому, подчеркну, что ВНО в целом будем только развиваться.