Наталия Юрчук
07:00 14/09/2014

Ю. Корольчук: «Украина должна иметь 20 миллиардов кубометров газа в хранилищах, чтобы пережить зиму»

После прекращения поставок газа «Газпромом», который обеспечивает более 50% потребления Украины, основной задачей правительства является оперативная реализация комплекса мер всеми участниками газового рынка. Ведь учитывая боевые действия на Востоке, а также приближающийся отопительный сезон, украинцев все чаще интересуют вопросы: как пережить холодную зиму и чем утеплять свои квартиры, чтобы не замерзнуть в мороз. ГолосUA расспросил у члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрия Корольчука, есть ли смысл Украине переходить на уголь, в качестве альтернативного источника энергии? 

— Юрий Миронович, какая может быть реальная замена российского газа на ближайшую зиму? Реверс? Отечественный газ? Атомная энергия или другие источники?

 — Надо организовывать реверсные проекты, ведь мы сами понимаем, что объемы газа у нас очень маленькие. Например, от Польши и Венгрии мы можем получить максимум до 2-3 млрд кубометров. Возможно, к поставкам газа также подключится и Словакия, которая добавит нам, в лучшем случае, еще один миллиард. И в хороших условиях мы можем выйти на цифру в 4 млрд кубометров. Но надо понимать, что это небольшие объемы газа, которые в Украину привлекаются ежемесячно. В октябре, так называемая «дешевая цена», на рыночных площадках будет повышаться. Мы заложники политической проблемы, которую надо решать. Зимой мы должны принимать из трубы по 2 млрд кубометров, но где этот газ брать в больших объемах из Европы, пока не известно, потому что нет поставщиков, которые будут в больших объемах поставлять нам газ. Собственная добыча газа — это главный вопрос, который надо решать. Возможно, реализовывать LHD —  терминал, но это перспектива для использования его в летний период, когда есть дешевая цена.

   

— По вашим оценкам, какая должна быть реальная цена на газ? 

— Нужно не занимать позицию в российских переговорах касательно справедливой рыночной цены на газ, а идти по пути европейских стран и компаний, которые договариваются с тем же «Газпромом» о взаимовыгодной цене, идя друг другу на уступки. Или же развивать совместный бизнес в Европейском Союзе, строя газовые сети, подземные хранилища и месторождения в России. 

Учитывая это, очень странно слышать от Украины, что цена на газ должна быть 326 долларов за тысячу кубометров. В результате чего, в летний период, мы покупаем реверсный газ по цене 370 долларов с доставкой, а ближе к октябрю, цена на газ уже будет составлять 400 долларов. Россия же предлагает свою цену – 385 долларов. 

Следует понимать, что любая цена — это компромисс между обеими сторонами. 

Когда в мае-июне шли переговоры между «Нафтогазом» и «Газпромом»,  Украина продолжала брать газ у России в достаточно больших объемах. Мы закупили почти 8 миллиардов кубометров газа, закачали его в подземные хранилища и не заплатили за него. И уже тогда было понятно, что идут военные действия на Донбассе. Я бы назвал это популизмом и цинизмом…когда мы хотим решить вопрос с объемами поставок и ценам на газ с Россией, и, одновременно, не придерживаемся условий соглашения, которое мы подписали. Справедливую цену на газ не определит даже суд, нет такого понятия в юриспруденции и в договорной практике. Есть цена, о которой договорились обе стороны, в данном случае, выгодна для России и Украины.

— Одним из альтернативных источников энергии есть уголь. Но он очень дорогой и вредный для экологии. Есть ли смысл Украине, и, в частности, Киеву переходить на этот вид топлива? 

 — Примером такого перехода с газа на уголь может стать Китай, который и предложил нам свой проект за 3,6 млрд долларов. Китайцы перевели свои теплоэлектроцентрали с газа на уголь. Но эти электроцентрали, построены в 40-50 годах, были старые и изношенные. В то время, когда у них отсутствовали площадки для отходов и хранения угля, они поняли, что для этого топлива им нужна полная замена оборудования, 

Другой момент — это выбросы СО2, которые действительно вредные. Например, те люди, которые живут на западе Украины, возле Бурштынской и Добропольской ТЭЦ далеко не счастливы от того, что находятся в очень загрязненной среде. И, кстати, эти жители намного чаще болеют. Я уже не говорю про Донбасс, где «Центрэнерго» и «Схидэнерго». Поэтому захотят ли люди иметь в городах ТЭЦ, которые будут прямо под боком сжигать уголь, и загрязняя экологию, влиять на здоровье их детей и внуков — это большой вопрос. Поэтому, я не вижу логики переводить ТЭЦ на уголь. 

Также есть проект газификации угля — это выработка синтеза газа. Но для этого нужно строить заводы и искать клиентов, которые будут покупать этот газ. Но, к сожалению, этот проект заморожен.

— На сегодня Украина закачала в хранилища 16 млрд кубометров газа. Надолго ли может хватить этих ресурсов?

 — 16 млрд кубометров газа — это вполне приличный результат. Хотя для того чтобы гарантированно провести пиковую холодную зиму, когда грянут морозы, нужно иметь подземное хранилище хотя бы на 19-20 миллиардов кубометров. 

16 миллиардов нам хватит, но если в дальнейшем, мы не договоримся с Россией, с Европейским Союзом или с другим поставщиком, то у нас с ноября месяца уже может возникнуть необходимость брать ежемесячно 2 миллиарда кубометров из трубы. А если мы не договоримся, и в трубе газа не будет, мы будем вынуждены принимать его из подземных хранилищ. Таким образом, в декабре-январе месяце, мы можем оказаться в ситуации, когда в хранилищах останется 10-11 кубометров газа. А этого объема будет не достаточно, чтобы поднимать давление газа и гарантировать его транзит в Европу, а также для поставок населения Украины. Так мы можем оказаться в ситуации коллапса и подвести как себя, так и европейских потребителей. При отсутствии договоренности с любой из сторон о гарантированных объемах газа, 16 миллиардов, которые у нас сейчас есть, — недостаточно. Во избежание коллапса нужно уменьшить потребление российского газа и тогда мы сможем получить хорошие условия для переговоров, и россияне сами будут приходить к нам и говорить: давайте договариваться.

— Какие объемы газа Украина потребляет за год? 

— По последним показателям — 50 миллиардов кубометров в год. И это еще не самый низкий показатель. Четыре года назад мы потребляли около 60-65 миллиардов. Теперь его сократили, но не за счет экономии потребления. Как показал кризис, за последние три года сократилось потребление промышленности. По статистике, население Украины потребляет порядка 17 миллиардов кубометров, КП «Теплокоммунэнерго» — около 10 миллиардов, еще около 20 миллиардов —  промышленность и плюс ко всему государственные учреждения. 

 — По словам экспертов, украинская газоемкость в десятки раз больше, чем в любой европейской стране. Но это не из-за того, что мы потребляем больше газа, а потому что мы его неэффективно потребляем. Например, почему Польша умеет экономить, а мы нет? 

 — Польша является крупным производителем угля. Они добывают 140 млн тонн угля в год. Там все ТЭЦ изготавливают электроэнергию и тепло из угля. Поэтому, априори, Польше просто нужно меньше газа. И действительно, они провели большие работы по энергосбережению и энергоэффективности в Варшаве, где сократили потребление от 6 до 3 миллиардов кубометров газа в год. И нам нужно идти тем же путем. 

Польша 22 года, с 1999 по 2013 год, потратила на дотации своей угледобывающей отрасли 42 миллиарда долларов. Поэтому Украина с Польшей даже и рядом не стоит. Например, они увольняют шахтеров, закрывают шахты, платят им пенсии, а это также входит в дотацию. А у нас на Донбассе катастрофическая ситуация на целые годы вперед. Если мы закроем наши шахты, то куда пойдут наши шахтеры?

 — Юрий Миронович, можете назвать конкретные шаги, которые должна сделать Украина для повышения своей энергоэффективности? 

— В первую очередь, КП «Теплокомунэнерго» должно заменить теплосети, которые изношены на 60-70%, поставить счетчики на тепло и утеплить стены в домах. Но на это уйдет не год, не два и не пять лет. Такие программы реализуются десять лет, а на это нужны миллиарды гривен! 

По официальному заявлению министерства ЖКХ, только счетчики будут стоить около 30 млрд грн. Еще 30 млрд грн пойдет на программу, которая была принята в конце 2013 года — замена теплотрасс. И примерно 50 млрд грн — на утепление стен домов по всей Украине. Только в городе Киеве на это может уйти около 10 млрд грн. Где эти деньги взять —  вот основной вопрос! И только тогда, когда мы добьемся уменьшения закупки российского газа, мы сможем требовать значительного снижения цены на газ. Если мы сократим потребление, будем иметь поставки из Европейского Союза, нарастим собственную добычу газа, то в таком случае, Россия будет заинтересована продавать нам больше газа и выдвигать меньшую цену.  Но перед этим, нам нужно сделать все эти шаги.  Без них — ничего не будет!

Читайте также по теме