В последнее время многие украинцы нарекают на качество газа, используемого для приготовления пищи и обогрева жилищ. «Цифры в платежках заоблачные, а газ разбавленный! — не скрывает возмущения львовянка Марьяна Андриевская. – На красном газе я постный борщ готовила целый час. А газовый счетчик в это время крутился, как ни в чем не бывало. Но самое страшное – после проведенного времени на кухне почувствовала недомогание: начала кружиться голова, подташнивало, даже в обморок упала. Уверена, в моем недомогании виноваты испарения этого красного газа, потому что раньше на здоровье не жаловалась», — сообщила она. О том, с чем связано ухудшение качества газа, поставляемого для нужд населения, корреспондент ГолосUA узнавала у эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука.
— Юрий Миронович, кто виноват в том, что люди страдают из-за некачественного газа?
— Такие нарекания время от времени появляются. Больше проблем возникает в регионах, где происходит добыча газа. Это — Полтавская и Харьковская области. Этот газ сразу поступает в трубу и идет к потребителям. Проблемы часто возникают, когда на осваиваемых месторождениях газа стоят некачественные очистные установки, если предприятия на этом экономят или руководство и сотрудники таких предприятий не очень профессионально относятся к своим обязанностям. Либо там — старое оборудование. По этим причинам вредные примеси попадают к потребителям, населению или промышленности.
— В других областях Украины подобное возможно?
— В других областях, например, Одесской, Винницкой — к потребителю поступает газ, идущий по транзитной трубе. Мы его отбираем, а потом компенсируем из подземных хранилищ для бесперебойной поставки в Европу.
— Как могут заметить потребители ухудшение качества газа?
— Когда, например, чайник греется дольше, чем обычно. Это значит, что газ менее калорийный.
Но в случае, если возникает красное пламя — преобладают чисто технические проблемы. Имеются неполадки в оборудовании, в котором используется газ. Это может быть газовая плита, отопительное оборудование, котлы. Нужно их проверять, возможно, в систему могло что-то попасть. Или сам дымоход, система вытяжки работает как-то неправильно, могут быть забиты продуктами горения сожженного газа. Все это влияет.
Однако, на сроки закипания воды в чайнике влияет не только калорийность газа, но и то, из какого материала он сделан. Но, действительно, самую важную роль играет калорийность газа: если она составляет 8,5 тысяч килокалорий с одного куба газа, конечно, чайник нагреется быстрее, чем на газу с калорийностью 7-7,5 тысяч килокалорий.
— Каковы стандарты калорийности газа?
— По стандартам, калорийность газа четко не определяется, находясь в «коридоре» 7,5-8,5 тысяч килокалорий. Поэтому облгазы, подавая менее калорийный газ, не нарушают закон.
А разбавить газ практически невозможно: в промышленных масштабах этого не сделаешь. Это просто рискованно. Так что, если есть нарекания на качество газа — это, скорее всего, или технические проблемы, или последствия поставок газа населению по схемам замещения предприятиями «Укргаздобычи», частными компаниями. Они продают газ предприятиям, но, чтобы его не «гнать» куда-то далеко, поставляют в ближайший город или деревню.
— Как быть потребителю при появлении проблем с качеством газа?
— Можно замерять количество расходуемого газа за равные временные промежутки при одинаковых температурах. Если вы в одну зиму за месяц используете, например, 400 кубов газа, а на следующий год при такой же температуре у вас расходуется уже совсем другой объем, 600 кубов — нужно обратиться в облгаз, написать заявление, чтобы они пришли и проверили качество газа. Потребителям просто нужно не лениться, обращаться за таким перерасчетом. В принципе, в таком случае вам не откажут. Но в облгазах людей нередко отпугивают, предупреждая: если проблем с калорийностью газа не выявят, потребителю самому придется оплачивать издержки. К тому же, расход газа нужно отслеживать постоянно. Это людей часто останавливает.
В то же время, украинские компании стараются придерживаться стандартов и поставлять потребителям качественный газ. Но некоторые партии газа небольшого объема могут стать исключением. Вот, например, в ноябре добыли миллиард кубометров газа, из этого объема 50 миллионов оказалось более низкой калорийности. Потребителям за этим просто нужно следить. Газовые службы делают, что могут, напоминают людям о необходимости поверки счетчиков, проверяют оборудование. Но проблемы все равно сохраняются, а доказать, что именно вам попал такой газ и вы его больше использовали, достаточно сложно.
— Почему случаи обнаружения некачественного газа происходят во Львовской области и в Киеве, здесь же он не добывается?
— В таких случаях газовые приборы нужно проверять — конфорки, газовую плиту или газовый котел, газовые вытяжки.
— Отличается ли качество украинского газа от того, который мы импортируем?
— Нет, не отличается. У нас, к слову, хорошее качество газа. В Европе, например, в Нидерландах, добываемый газ хуже. Там бывает 5,5-6 тысяч килокалорий, а у нас — 8,5. По этим показателям газ у нас даже лучше, чем в России.
— Почему тогда не увеличивается украинская газодобыча?
— В отрасли, действительно, наблюдается стагнация. Вот, к концу года покажут рост на 50 миллиардов кубометров, но это означает только, что год високосный и добавляется еще один рабочий день.
Раньше для развития собственной газодобычи не было денег из-за низких тарифов. А теперь оборудования и специалистов нет. Нужно нанимать иностранных специалистов, создавать сервисные компании. К тому же, если, в идеале, реализуют программы по энергоэффективности в многоквартирных домах, наращивать добычу газа будет вряд ли необходимо. Нам сейчас не хватает буквально пары миллиардов кубометров газа для теплокомунэнерго, мы этот газ импортировали. Нарастив добычу на 6 миллиардов кубов газа, мы можем перекрыть и проблемы промышленности. Но в это нужно вложить огромные средства.