Ирина Черныш
10:00 26/07/2021

Ю. Корольчук: «Украинская ГТС доводится до банкротства с целью приватизации»

Пресс-секретарь главы государства Сергей Никифоров сказал, что позиция президента Зеленского такова, что «Северный поток-2» – это уже давно не экономический вопрос, это вопрос безопасности. По этой причине, по его мнению, речь о каких-то экономических компенсациях не пойдет. Тем не менее, ранее стал известен перечень возможных компенсаций, которые Украина хочет получить за запуск “Северного потока-2”. По данным Der Spiegel, требования Офиса Президента Украины выглядят достаточно амбициозно. В частности, речь идет о денежной компенсации в 2-3 миллиарда евро, а также об открытии кредитной линии от Евросоюза на 5 миллиардов евро и продлении на 10 лет контракта с Россией на транзит газа через Украину. Сколько Украина реально может потерять из-за «СП-2» и покроют ли данные потери возможные компенсации, какое будущее у украинской газотранспортной системы (ГТС) и что делают или нет власти, чтобы его улучшить, — ГолосUA выяснил у эксперта по энергетическим вопросам Юрия Корольчука.

— Юрий, как Вы считаете, должны ли Украине финансово компенсировать «Северный поток-2»?

— Украина и Германия – не муж и жена, и они не разводятся на условиях алиментов, то есть, у нас нет таких взаимоотношений, что кто-то должен платить кому-то. У нас нет подобных отношений, отрегулированных на законодательном уровне.

Ранее Блинкен сказал о компенсации, но почему-то все растолковали его слова таким образом, что она должна быть именно финансовой.

На самом деле, просто его слова неверно перевели, поскольку есть много значений слова, которое употребил Блинкен. Речь шла о том, что это должна быть определенная поддержка Украине, когда уменьшится роль ГТС и потенциально уменьшится транзит. Тем не менее, считаю, что транзит в перспективе нескольких лет особенно не снизится. То есть, таких пессимистических предпосылок нет.

— Украина на практике предоставляла требования о компенсации?

— Что касается именно финансовой компенсации за «Северный поток-2», то по моей информации таких требований Украине не отсылала. Скорее всего, речь идет о том, что ранее, когда подобные разговоры шли еще при Януковиче, когда пытались возобновить тему, например, консорциума, то там всегда шла речь о том, что украинская сторона предлагала принимать участие в неких проектах, использовать подземные хранилища, строить магистральные газопроводы. И в этом контексте всегда упоминалось, сколько Украина получала за транзит, сколько она будет получать, когда транзит уменьшится, сколько мы потеряем. И это не было написано одним абзацом – там шли подсчеты, таблицы, при каком транзите и сколько мы получаем.

Считаю, что у Зеленского не особо «заморачивались», взяли эти подсчеты и обновили их. Тем не менее, сомневаюсь, что у Зеленского пошли и начали просить компенсацию. У нас (с Германией – Ред.) в данном вопросе нет, грубо говоря, общего бизнеса, что мы расходимся как партнеры, когда мы требуем компенсацию за недополученную прибыль и это урегулировано в законодательном поле. То есть мы не можем идти с этим в суд. Такого нет вообще. Скорее всего, это останется в политической плоскости.

— Кто должен нести ответственность за это?

— Самый худшая история для Украины – когда власти допустили, чтобы оставалось руководство «Нафтогаза». Когда, например, Коболев 7 лет занимал должность, — они сделали все, чтобы довести «Нафтогаз» до состояния предбанкротства. А также, чтобы ГТС оказалась в ситуации, когда можно будет говорить, что мы не можем обойтись без европейской помощи. Соответственно, чтобы подвести дело к приватизации.

Сейчас банально немецкие, французские компании, различные трейдеры и так далее, ждут, пока украинская ГТС обесценится и в политических конфликтах, и экономических проблемах, и ее стоимость уменьшится, грубо говоря, на 2 миллиарда долларов. То есть не так, как считали ранее – 20-30 миллиардов. Ее стоимость без нормальных отношений, например, с РФ, как с транзитером («Газпром» стоит в стороне и не ведет переговоров, что парадоксально – мы просим Европу вести переговоры с РФ) будет ниже, и тогда мы, как говорится, отдадим все за долги.

Другие компании будут зарабатывать на этом и договорятся с Россий. Например, американцы и немцы нормально ведут переговоры с РФ. Да, у нас официальная позиция, что у нас конфликт. Но с другой стороны, мы с ними активно торгуем, а в данном вопросе, согласно их позиции, нельзя сесть за стол и провести переговоры, хотя здесь момент финансовый.

— Будут ли украинские власти менять свою позицию?

— Разговоры о компенсации являются политической составляющей, чтобы спокойно достроить и активировать «СП-2». Дальше уже будет момент переговоров с «Газпромом» в 2024 году и считаю, что наша власть не будет менять свою позицию, и будет тянуть ситуацию до предела. В результате все, кроме нас, получат лучшие условия.

— Будут ли законодательные инициативы, чтобы украинская ГТС не подверглась покупке иностранцами?

— Что касается приватизации, то наша власть не будет закреплять законодательно то, чтобы покупателями не могли быть иностранцы. Монобольшинство проголосует все, что им скажут, если они на то время останутся. Хотя очень многие украинские вопросы уже контролируются извне, и все эти депутатские группы довольно слабые и контролируемые. Да, сейчас запрещено приватизировать (ГТС – Ред.), но они могут это изменить, аргументируя это политической целесообразностью, также, как и на практике и принимаются большинство решений.

— Какую политику может проводить новый собственник?

— Есть позиция европейских компаний, которые хотят подвести украинскую ГТС к банкротству, чтобы она стоила очень мало, и чтобы наши власти и попросили у них ее купить. Сейчас ее работникам платит украинское государство, а потом будет это делать какой-то собственник, который может много людей сократить.

— Сколько потеряет Украина из-за «СП-2»?

— На данный момент европейский рынок газа растет, и они будут брать больше газа, то есть мы останемся минимум с 40 миллиардами транзита. Но проблема заключается в том, что Украина не активна в переговорах и ничего для себя не требует. А только просит Европу, чтобы они за нас провели переговоры с РФ и занимались этим вопросом. Основой гарантии являются взаимовыгодные интересы.

Читайте также по теме