Почему в Украине бедные платят больше налогов, чем богатые? Как установить социальную справедливость в налогообложении? На эти и другие вопросы «ГолосUA» отвечает председатель Федерации профсоюзов Украины Юрий Кулик.
— Юрий Николаевич, после принятия Налогового кодекса прошло полтора года, которые показали, что он так и не решил многие проблемы системы налогообложения в Украине. В чем основной недостаток этого документа?
— В условиях глобального финансово-экономического кризиса многие страны объявили о пересмотре налоговой политики в связи с введением режима жесткой экономии – так называемой политики «затягивания поясов», что вызвало волну протестов. При этом зачастую налоговая политика пересматривается в сторону усиления налогового давления на рядовых граждан, работников и членов их семей и практически не касается интересов богатых слоев населения и крупного бизнеса. В этой ситуации профсоюзы выступили единым фронтом и выдвинули свои требования за социальную справедливость. Мы призываем к принятию мер, направленных на то, чтобы богатые граждане и корпорации платили справедливую долю налогов.
К сожалению, Налоговый кодекс в большей степени был нацелен на создание условий для бизнеса, в первую очередь, крупного. Дело в том, что он так и не смог полноценно задействовать распределительную функцию налогов. Речь идет о том, что разрыв в доходах между наиболее бедными и наиболее богатыми нашими согражданами не только не сокращается, но и неуклонно растет. Во всем мире регулируют перераспределение доходов в обществе, в том числе и через налоговые механизмы. У нас же, несмотря на то, что в Налоговом кодексе задекларирован принцип социальной справедливости, на самом деле, в реальной жизни его реализация не обеспечивается. />
— Но ведь сегодня правительство активно декларирует идею введения налога на богатство. Оно даже внесло законопроект по этому вопросу на рассмотрение Верховной Радой. Смогут ли подобные меры решить проблему?
— Мы все прекрасно видим, что разрыв между богатыми и бедными в Украине увеличивается. По данным независимых исследований, этот разрыв уже достигает 40-50 раз. Причем, если финансово-экономический кризис сделал бедных людей еще беднее, то богатые стали богаче. Например, в 2010 году самые состоятельные люди мира стали почти на 10% богаче! Их совокупное богатство превышает все государственные долги в мире. При этом, богачи – как в Украине, так и в мире — стараются платить настолько меньше налогов, насколько это возможно.
Поэтому мы, конечно же, считаем, что введение налога на богатство – позитивный шаг. Однако он приведет к усилению налоговой нагрузки на незначительную часть богатых граждан и бизнеса. При этом дополнительные доходы бюджета будут незначительными. Профсоюзы же предлагают целый комплекс мер по достижению социальной справедливости в украинском налогообложении.
— Можете назвать эти меры? И что вообще профсоюзы вкладывают в понятие справедливого налогообложения?
— Построить эффективную, цивилизованную систему налогообложения можно только тогда, когда в ней будут соблюдаться принципы социальной справедливости. Что мы предлагаем для достижения этой цели? Это, во-первых, унификация подхода к налогообложению зарплаты и прибыли, необлагаемый минимум на уровне прожиточного – эквивалент себестоимости для работающих. Необходимо возобновить для всех граждан действие необлагаемого минимума доходов, который является государственной социальной гарантией в соответствии с нормами Законов Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» и «О прожиточном минимуме». Введение необлагаемого минимума должно стать фундаментом справедливого налогообложения и должно гармонизовать налогообложение работающего человека и бизнесмена. В заработной плате должно быть две части: часть, которая не облагается налогом в виде необлагаемого минимума, и часть, которая подлежит налогообложению, — облагаться налогом должна, условно говоря, прибыль от труда.
Во-вторых, налоги на трудовые доходы (заработная плата) должны быть не выше, чем налоги на капитал. В-третьих, нужно снизить ставки НДС на продукты питания, жилищно-коммунальные услуги, санаторное лечение или вообще освободить эти затраты от НДС. В условиях роста цен на газ это позволит не повышать тарифы для населения, увеличить количество граждан, получивших услуги по оздоровлению. Кроме того, необходимо освободить от налогообложения затраты на приобретение жилья, плату за обучение в образовательных учреждениях, а также за медицинские услуги путем внесения изменений в механизм, так называемой, налоговой скидки. То есть расширить возможность для граждан вернуть себе часть потраченных денег на обучение, лечение, подав налоговую декларацию по итогам года.