25 декабря народный депутат Николай Томенко написал заявление о выходе из фракции Блока Петра Порошенко. Об этом он заявил журналистам в парламенте, объяснив свой шаг процессом принятия государственного бюджета на 2016 год. О том, какими могут быть «подводные камни» принятого депутатами в ночь с 24 на 25 декабря основного финансового документа и нового Налогового кодекса, и как это отразится на жизни Украины в 2016 году, корреспондент ГолосUA узнавала у политолога Юрия Войтенко.
— Юрий, о чем говорит решение Николая Томенко покинуть фракцию БПП?
— Шаг Томенко свидетельствует, что в рядах БПП нет единства. К слову, он воздержался от голосования (за бюджет-2016 — ред.), в отличие от трех депутатов фракции, проголосовавших против — Каплина, Кривохатько и Сугоняко. При этом, около 35 человек от БПП воздержались. Однако из тех, кто воздержался, лишь Томенко выходит из этой фракции. Сейчас в рядах внефракционных депутатов накапливаются те, кому для их политического будущего невыгодно нахождение у власти. Возможно, у него есть какое-то ощущение, что скоро, через несколько месяцев, могут произойти перевыборы в Раду. И Томенко считает, что быть действующей властью сегодня «не в тренде», поэтому и нашел причину, что голосование за бюджет происходило в четыре часа утра. Мне кажется, решение о выходе назревало у него уже давно, а тут появился повод. Томенко был беспартийным, но находился во фракции БПП, а теперь становится и внефракционным.
— Как дальше могут развиваться события в парламенте?
— Что касается ближайшего будущего — возможно, кто-то еще «потянется» на выход из фракции вслед за Томенко, из тех, кто воздержался от голосования за бюджет-2016. Непонятна позиция «воздержался» в голосовании за бюджет. Есть варианты «не голосовал» или «отсутствовал». А тут из 139 членов фракции БПП воздержалось 10 человек, и 3 — «против». Томенко один из тех, кто не «против», но и не «за». Что значит «воздержался»? Не определился или против процедуры голосования, а не в целом против принятия бюджета? Неясно, что это может означать. К тому же, из этих десяти никто не вышел из фракции. Не вышли и те, кто голосовал против — по крайней мере, пока.
— В целом, насколько жизнеспособен бюджет-2016, за который проголосовала Рада?
— На сайте Кабмина говорится, что принятие этого закона является важной составляющей получения следующего транша МВФ. К сожалению, складывается впечатление, что бюджет-2016 принимался больше для МВФ, чем для «внутреннего пользования». Показатели, которые в него заложили, по-моему, чрезвычайно оптимистичны: инфляция 12%, тогда как в 2015 году она составила 42%. А рост ВВП — 2%, курс доллара 24,1 грн. — цифры, оставляющие желать лучшего. Я, честно говоря, не верю в такой оптимизм. Но бюджет-2016 будут корректировать. Его нужно было утвердить до конца года, так и сделали. А затем в любой момент следующей сессии Рады будут принимать изменения и поправки. Это, на самом деле, просто матрица, далеко не константа.
— Зачем МВФ излишне оптимистичные показатели бюджета-2016?
— Фонду необходимо иметь гарантию, что мы сможем каким-то образом отдавать долги, которые взяли. А отвечает за это премьер-министр и правительство в целом. В МВФ считают: если Кабмин считает такие показатели реальными — о'кей. Но также понимают: если не дадут очередного транша кредита, наша экономика в условиях войны просто “ляжет”. Соответственно, не получат возврата предыдущих задолженностей. МВФ — не благотворительная, а международная коммерческая организация, они дают кредиты под 4-5% годовых, но — с миллиардов долларов.
— За счет чего правительство обеспечит показатели, заложенные в бюджет и гарантирующие возврат кредитов МВФ?
— В Законе о бюджете-2016 записано: «Определить верхнюю границу размера госдолга до конца 2016 года в сумме 1,5 (условно говоря) триллиона гривен. И верхнюю границу гарантированного государством долга в сумме еще 444 млрд. грн.». Ясно, что МВФ требует от нас определенных месседжей, что мы — платежеспособны. Если мы не возвратим гарантированный государством долг, это равно банкротству. МВФ заинтересован в том, чтобы дать нам кредит — но это, на самом деле, взаимная заинтересованность. Налоговый кодекс «продавливался», чтобы были максимальные гарантии, что мы заплатим долги, но вызвал противоречия между Кабмином и профильным Комитетом парламента. Законодательные документы принимает парламент, Комитет же требовал «либеральных» показателей. Яресько, понимая, что она тесно сотрудничает с МВФ, как исполнительная власть, утверждала: нужно принять показатели Кабмина, тогда нам дадут кредиты. Но мы видим, что по некоторым цифрам был найден компромисс, происходит борьба — между тем, что мы должны работать на внешнего инвестора и внутренними интересами. На самом деле, я не помню прецедента, чтобы Комитет боролся за показатели, отличающиеся от цифр Минфина.
— Можно ли назвать главные «минусы» принятого Налогового кодекса?
— Если забрать у бизнеса деньги, он еще более тенизируется. А у нас, по данным Минэкономики, и так 62% бизнеса в тени, дойдем и до 80%, если хотим «снять» с бизнеса еще больше налогов. Конечно, принят более-менее компромиссный вариант Налогового кодекса. Но он еще более загоняет экономику «в тень» — из-за налога на доходы физлиц, который не снижается, хоть это должно было произойти, а также НДС, который и так не выплачивается правительством, уже имеются сумасшедшие долги. Так что Налоговый кодекс не решает проблем, которые были ранее.
— Министр финансов Наталия Яресько заявляла, что новая система налогообложения повысит инвестпривлекательность Украины…
— И при этом мы находимся на 142 месте из 175 стран по уровню коррупции. Это означает, что проще дать «откаты» или «поработать» с чиновником отдельно, чем иметь дело с государством. Налоговый кодекс должен быть стимулом для бизнеса, дабы наполнять бюджет. А если людей еще больше испугать, могут просто не собрать запланированные 595 млрд. Поэтому дефицит бюджета может быть в 2016 году не 83,6 млрд, а все 100 млрд. и больше.
— Когда могут внести первые правки в бюджет-2016 и в Налоговый кодекс?
— В первый вторник февраля, согласно Конституции и Закону «О регламенте», начинается очередная сессия парламента. Думаю, это будет сделано примерно во второй половине — конце февраля. Депутаты сейчас разделили «шкуру неубитого медведя», а в феврале уже увидят реальный размер поступлений в бюджет, и внесут правки.