16 февраля появилась информация о том, что генеральный прокурор Виктор Шокин передал Президенту Петру Порошенко заявление об отставке. Однако 17 февраля в генпрокуратуре опровергли эту информацию, сообщив, что Шокин ушел в отпуск, после которого он продолжает исполнять свои служебные обязанности.Как заявил спикер Владимир Гройсман, 29 марта парламент собирается рассмотреть вопрос об отставке Шокина. О том, состоится ли эта отставка и что произойдет в случае реализации других сценариев, корреспондент ГолосUA узнавала у политолога Юрия Войтенко.
— Юрий, сможет ли Президент отправиться в США без выполненного «домашнего задания» по увольнению Шокина?
— В США неоднократно настаивали на том, чтобы произошла замена генпрокурора. Ведь там не удовлетворены борьбой с коррупцией в Украине, рассмотрением дел по Майдану. Госдеп даже поздравил Украину с тем, что Шокин написал заявление об уходе. Видимо, поспешил, так как эта отставка оказалась отпуском. Очевидно, в США не ожидали, что этот процесс затянется на несколько недель.
Вопрос о голосовании Шокина выдвинут на рассмотрение парламента. Но наш политикум настолько непредсказуем… Поэтому однозначных гарантий, что это произойдет, никто сейчас дать не может.
— То есть, спрогнозировать результативность голосования по отставке Шокина сложно?
— Да. Если худо-бедно найдут 150 «подписантов» за его отставку, еще неизвестно, проголосуют ли депутаты за вынесение ему недоверия и отставку. Нужно учитывать также, что эти списки уже были у Соболева (замглавы фракции «Батькивщины» Сергея Соболева — ред.), но даже 150 голосов за это не собиралось.
Может возникнуть ситуация, когда Шокин подаст заявление об уходе, Порошенко направит его в Раду, а в парламенте не найдется голосов за отставку генпрокурора. Порошенко может «помочь убедить» даже депутатов от БПП не голосовать за отставку генпрокурора. И, таким образом, Шокин останется на посту. Президент оправдается тем, что парламент — независимый институт власти.
— Кто может сменить Шокина на посту генпрокурора?
— Этот вопрос — дискуссионный. Могут найти ему замену, а Шокин не уйдет. Нужна компромиссная кандидатура, которая удовлетворит и президентскую вертикаль, и БПП, и другие фракции. И не факт, что «за» проголосуют «Оппозиционный блок», парламентские группы, в частности, «Воля народа», голосовавшие за Шокина.
Из тех, кто фигурирует как кандидаты на пост генпрокурора, думаю, вряд ли кто-то может заручиться полной поддержкой парламента. Компромиссной фигуры пока нет. Конечно, торги идут.
Луценко (Юрий Луценко — ред.) не может стать генпрокурором, для этого нужно изменить закон о прокуратуре. Это же касается и Михаила Саакашвили, заявившего, что нужно посадить двадцать человек, чтобы навести порядок в стране. Он конечно, махал бы шашкой направо и налево, но Президенту не нравятся такие его замашки, его относительная контролируемость.
— Как заявил глава фракции НФ Максим Бурбак, «Народный фронт» может проголосовать за отставку Шокина в случае, если станет известным имя его последователя. Что это дает НФ — возможность выдвинуть свою кандидатуру на этот пост, подстраховаться на случай отставки Яценюка?
— Понятно, что такого «ферзя», как Арсений Яценюк, будут менять на несколько «шахматных фигур». Но нужно понимать, кому они будут подчиняться. В частности, новые министры при премьере Гройсмане. Да и генпрокурор идет по вертикали Президента. Даже если он будет от НФ, вряд ли они смогут на него влиять, все равно это будет делать Банковая.
— Некоторые эксперты связывают отставку Шокина с уходом с должности Яценюка. Разделяете ли вы такую точку зрения?
— Этому можно доверять исключительно в контексте поездки Порошенко в США. Думаю, прямой связи в этом нет. Выход, думаю, в выведении института генпрокурора из президентской вертикали. Но для этого потребуются институционные и конституционные изменения. Которые вряд ли произойдут, так как генпрокурор — очень удобный политический инструмент для Банковой, что не позволяет говорить о независимости правоохранительной системы.
— Если Шокин останется на посту — какими могут быть последствия для страны?
— Нельзя сказать, что для Украины в целом это будет иметь какие-то сверх-негативные последствия. Но на Западе, конечно, «носом покрутят» по этому поводу.
— В чем тогда столь большая необходимость отставки генпрокурора?
— Есть общественный запрос на это. Ведь Генпрокуратура много времени истратила, чтобы появились уголовные производства по тем, по кому их не должно было быть. Но не открыла по тем, по кому должна была. Много политической составляющей в этом вопросе.
Конечно, Шокина можно было бы сменить кем-то другим, убрать этот «громоотвод» подальше от Банковой. Почему же Банковая так держится за Шокина, что у него есть такого, чего нет у другого генпрокурора, подчиняющегося Президенту? Ведь это дорого обходится — отражаясь в потере рейтингов, и ББП — «Солидарности», и Порошенко, и Украины — на международной арене. Почему у системы нет доверия к другим преданным людям? То, что Гройсман, например, был мэром, стал спикером и может стать премьером, свидетельствует об отсутствии эффективной кадровой политики, резерва. Ведь нельзя при помощи одного человека «затыкать все дыры». Получается, у Президента есть всего несколько человек, которым он доверяет. И он пытается поставить их на самые ключевые должности.