Ю. Войтенко: «Законопроекты власти о местных выборах противоречат тексту коалиционного соглашения»

Премьер Арсений Яценюк предлагает Президенту Петру Порошенко и членам коалиции в Верховной Раде определиться с «единым подходом» к походу на местные выборы.«Важно, чтобы все политические силы, которые входят в коалицию, уже сейчас приняли решение о формате похода на местные выборы. При других обстоятельствах это будет война всех со всеми», — заявил Яценюк. Однако парламент до сих пор так и не приступил к обсуждению соответствующего закона. О том, почему принятие этого документа оттягивается, а также — по каким принципам в Украине будут проводится местные выборы, корреспондент ГолосUA побеседовала с политологом Юрием Войтенко.

-Юрий, почему парламент оттягивает рассмотрение закона о местных выборах?

Заметно, что многие политические силы уже подготовились к местным выборам и находятся «на низком старте». Реформа местного самоуправления призвана решить много проблем, поэтому выборы очень важно провести на основании адекватного к условиям времени закона. В то же время, мы видим, что за 27-28 мая зарегистрировано три законопроекта о местных выборах, и все они чем-то схожи между собой.

-Какой из этих документов более всего защищает интересы власти?

-Наиболее «провластен», естественно, законопроект, соавторами которого являются около 17 депутатов из Блока Петра Порошенко, «Народного Фронта» и «Самопомощи» — то есть, всех членов коалиции, кроме БЮТ и «Радикальной партии». Его отличие в том, что выборы по мажоритарной системе предлагается провести на уровне сел, поселков и городов с численностью населения до 90 тысяч избирателей, а также — районов в городах. Во всех областных центрах и в Киеве будет пропорциональная избирательная система. Учитывая, что в трех фракциях, депутаты которых подали этот законопроект, и есть большинство голосов, думаю, этот документ станет новым законом о местных выборах.

-Как вы считаете, в чем здесь «подвох»?

-В принципе, подход выбран правильный. На уровне сел и поселков выборы с участием партий не могут быть адекватны. Но вот сам «пороговый» показатель, 90 тысяч населения… Возможно, есть какие-то социально-демографические данные, или — сведения из Реестра избирателей, на основе которых выбран именно этот показатель. Но очевидно, что не в каждой области имеются города с числом жителей больше 90 тысяч. Как правило, это — только сам областной центр. В то же время, в коалиционном соглашении говорится, что выборы на мажоритарной основе будут проводиться только в селах и поселках, во всех остальных населенных пунктах — по пропорциональному принципу, с открытыми списками. Однако три фракции коалиции прописывают в своем документе совсем другой «порог»… То есть, в огромном количестве городов местные депутаты будут выбираться по «мажоритарке».

В еще одном предлагаемом Раде законопроекте избирательная «граница» для мажоритарной системы составляет вообще 300 тысяч жителей для населенного пункта, в эту категорию попадут даже не все областные центры. В третьем — выборы по «мажоритарке» проводятся только в селах и поселках.

-То есть, если законопроект БПП, «НФ» и «Самопомочи» примут, на большей части территории страны выборы будут проводиться по мажоритарному принципу? Что это даст власти?

-При «мажоритарке» субъектами выдвижения могут быть как кандидаты от политических партий, так и самовыдвиженцы. Естественно, политические партии выдвинут своих представителей в мажоритарных округах, ведь они имеют филиалы, «партячейки» в областных и районных центрах, и, таким образом, увеличивают свой шанс осуществлять влияние в регионах, районах, конкретных населенных пунктах.

-Много сейчас говорится об админреформе. Возможна ли она без закона о местных выборах?

-Эти вещи очень связаны между собой. Запускать процесс админреформы должно реальное местное самоуправление, а не то, которое существует сейчас. По сути, админреформа является «компромиссным диалогом» между центральной и местной властью в отношении осуществления местной властью своих полномочий в пределах нового адмнистративно-территориального разделения. Общины должны иметь возможность проведения референдумов, а сейчас даже нет соответствующего закона. К тому же, децентрализация и без возможности общин руководить своим имуществом также невозможна.

Но боюсь, чтобы не получилось так, что мы выберем на местах на определенные должности  людей, которые не совсем понимают свой политико-правовой статус. Да и избиратели должны знать, кого они делегируют, какими полномочиями будут наделены эти люди.

-Но до выборов так мало времени осталось…

-Неясно, успеют ли решить все эти вопросы своевременно. По местным выборам все ответы должны быть даны парламентом до середины июля, когда у ВР начнутся каникулы. Ведь избирательная кампания юридически стартует с 25 августа.

Читайте также по теме