Даниил Кляхин
15:33 05/03/2012

12-летка Путина

Путин возвращается. Минимум на шесть лет – именно таков теперь, по новому российскому законодательству, президентский срок. Но эксперты склоняются к тому, что ВВП намерен использовать свое право «на полную катушку» — и занять Кремль на два срока, 12 лет. Впрочем, все это в будущем. А пока Россия приходит в себя после предвыборных и выборных страстей.

После сентября 2011 года никто как в России, так и за рубежом не сомневался, что именно Путин станет следующим хозяином Кремля. Именно тогда, 24 сентября 2011 года на съезде провластной партии «Единая Россия» было решено, что кандидатом от нынешней власти и правящего тандема «Путин-Медведев» будет Владимир Владимирович. Он же пообещал, что Дмитрий Медведев, как и при прежнем президенте-Путине, станет главой российского правительства.

Замешательство в российской власти случилось после 4 декабря 2011 года, когда сотни тысяч людей по все России не согласились с результатами парламентских выборов — а именно они рассматривались как «генеральная репетиция» выборов президента – и вышли с протестами на улицы и площади.

«Во время нынешней президентской кампании впервые за последние лет 15 сформировалась новая ситуация, — считает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин. — Потому что в предыдущем избирательном цикле, по большому счету, и власть, и ее оппоненты самостоятельно формировали повестку дня. Они, в принципе, раньше предлагали готовые блюда обществу, и вся избирательная кампания строилась вокруг этой повестки дня. То есть власть что-то формировала, оппозиция на нее как-то реагировала, но фактически кандидаты варились в собственном соку. Сейчас мы видим, что впервые, с 90-х годов все кандидаты формируют собственную повестку, которая преломляется через общественное настроение, через настроения вот этого активизировавшегося среднего класса. И хотя этот средний класс составляет по отношению ко всем избирателям почти абсолютное меньшинство, он своими действиями оказал очень серьезное влияние на избирательную кампанию».

То, что в России не все так радужно, было известно и прежде. Но то, что люди массово готовы протестовать и заявлять о своих правах, а не шептаться об этом на кухнях, для власти стало неожиданностью. И хорошим уроком, который впоследствии штаб Путина выучил на «отлично». Демократия? Конечно! Акции протеста? Пожалуйста! Не согласны? Не соглашайтесь! Во время президентской кампании уже никакой ОМОН не разгонял никаких несогласных. Митингуйте на здоровье. Но тогда и мы будем митинговать. И на каждый митинг оппозиции власть отвечала своим митингом – более массовым, ярким, зрелищным, построенным по всем законам шоу-бизнеса. И если оппозиция собирала на площади 30 тысяч человек, то власть приводила на свой митинг 150 тысяч, обеспечивала ему самое широкое освещение в СМИ. А стадный инстинкт в человеческом обществе еще никто не отменял…

Недаром перед выборами практически все оппоненты кандидата Путина заявляли, что чуть ли не главным фактором неравенства кандидатов был перевес эфирного времени и газетно-журнальных площадей, отданных Владимиру Владимировичу. Со стороны штаба Путина звучала стандартная отговорка: мол, это телевизор показывает не кандидата Путина, а главу правительства России. А то, что митинги в его поддержку собирают сотни тысяч людей и это тоже показывают по «ящику» — так ведь это информационный повод такой. Собирайте и вы такие митинги – и о вас тоже журналисты расскажут. И пусть злые языки утверждают, что людей массово свозят на такие митинги в Москву, даже с Урала и других не соседних со столицей областей, что каждому участнику платят по 300-700 рублей (75-170 грн. — ГолосUA). А идите-ка в суд и докажите!

Кстати, одним из главных трендов противостояния сторонников власти и оппозиции стал «украинский опыт». Глядите, люди добрые, семь лет назад украинцы тоже стали после выборов требовать их пересмотра, толпа, зараженная «оранжевой чумой», привела к власти Ющенко – и что из этого получилось? До сих пор расхлебывают, и когда расхлебают – неизвестно. Оно, такое, нам надо? Нам – не надо, решили, судя по результатам выборов, большинство россиян.

Ко дню выборов, Владимир Путин, чей рейтинг в 2011 году упал до 40 с небольшим пунктов, снова подошел фаворитом: на середину февраля его рейтинги даже в исполнении нелояльных к власти социологических центров превышали 50%. Лояльных – приближались к 60%. Главным конкурентом кандидата №1 считался лидер КПРФ Геннадий Зюганов – его рейтинги колебались от 11 до 18%. Остальные трое кандидатов – лидер ЛДПР Владимир Жириновский, глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов и самовыдвиженец олигарх Михаил Прохоров – в лучшем случае едва дотягивали до 10%. В такой ситуации оппозиция надеялась на чудо. То есть второй тур выборов. Мол, тогда появляются определенные шансы и варианты.

Впрочем, на второй тур мог рассчитывать только Зюганов: он заявлял, что идет на победу. Об этом же говорил и Жириновский, но он всегда много чего веселого говорит. Не питал особых иллюзий Прохоров: он заявлял, что рассчитывает на третье место, а выборы рассматривает как трамплин в большую политику, где уже начал процесс создания мощной партии правого толка. Реально смотрел на вещи и Миронов, который заявлял, что в случае второго тура призовет своих избирателей голосовать за Зюганова. Впрочем, за второй тур кандидату Зюганову предстояло еще посражаться. 

Президентские выборы 4 марта проходили под пристальным вниманием как в прямом, так и в переносном смысле. Каждый из почти 103 тысяч избирательных участков по решению правительства был оснащен двумя веб-камерами, демонстрирующими урны для голосования и общую панораму избирательной комиссии. Партии, чьи кандидаты участвовали в выборах, снарядили на них максимальное число наблюдателей. Помимо 700 иностранных наблюдателей и партийцев за выборами активно следили активисты различных общественных организаций. Впрочем, ни камеры, ни наблюдатели не смогли препятствовать массе нарушений избирательного законодательства. Фиксировать их начали, когда Москва еще спала, а на Тихоокеанском побережье России, отделенном от столицы восемью часовыми поясами, уже вовсю выбирали президента. 

«В Хабаровске активисты КПРФ задержали группу лиц, которые пытались осуществить вброс пачки заполненных бюллетеней в пользу одного из кандидатов. Мы фиксируем различные нарушения – прежде всего, так называемые «карусели» — во многих избирательных округах», — утром 4 декабря заявил лидер российских коммунистов, кандидат в президенты Геннадий Зюганов после того, как сам проголосовал на своем избирательном участке в центре Москвы.

А дальше информация о нарушениях посыпалась как из рога изобилия – их фиксировали представители всех партий, кроме «Единой России», наблюдатели от общественных организаций, представители Центризбиркома. 

Так, по данным Ассоциации «Гражданский контроль», собравшей данные о более 300 нарушений, самым распространенным из них стал организованный подвоз избирателей на участки. Также были зафиксированы факты отказа в выдаче избирателям бюллетеней по открепительным талонам, невнесение избирателей в списки, отказ членов избиркомов приехать с переносными урнами к людям с ограниченными возможностями. Фиксировалась и агитация в день выборов. На одном из участков в Новосибирске распространяли листовку в виде бюллетеня, на котором была проставлена галочка напротив фамилии одного из кандидатов. В Тольятти несколько избирателей напротив своих фамилий в списках обнаружили подписи за якобы полученные бюллетени. А в Туле были зафиксированы внешние вмешательства в аппаратуру, осуществляющую он-лайн трансляцию.

Некоторые нарушения выглядят вообще абсурдно. Так, на одном из московских участков председатель комиссии удалила наблюдателя за то, что он, по ее мнению, не слишком ровно стоял во время исполнения государственного гимна перед открытием участка. Еще на одном участке члены комиссии после завершения работы выставили наблюдателей. Аргументировав это тем, что им надо «попить чаю». Об этих и других фактах нарушений рассказала глава общественного совета корпуса наблюдателей «За чистые выборы» Тина Канделаки. Она также сообщила о массовых фактах подвоза избирателей на участки, удалении наблюдателей, «каруселях», голосованиях неизвестных лиц без открепительных талонов, невнесения избирателей в списки и т.д. Впоследствии, уже 5 марта, именно нарушения станут причиной аннулирования результатов выборов на двух участках – в Москве и Дагестане. 

Одновременно с сообщениями о нарушениях в центре Москвы накалялась обстановка. В город начали въезжать колонны крытых армейских грузовиков, в которых сидели военнослужащие Внутренних войск. Машины полиции, спецтранспорт, броневики, машины скорой помощи выстроились вдоль Тверской улицы и в близлежащих переулках, возле мэрии, вокруг Кремля. Полицейскими было оцеплено здание Государственной думы. Большой Черкасский переулок, в котором расположена Центральная избирательная комиссия, с двух сторон был заблокирован поливочными машинами и полицейскими пикетами. По Москве поползли слухи, что власть собирается противостоять массовым выступлениям, которые якобы готовит оппозиция.

Впрочем, единственным массовым выступлением в тот вечер, переходящий в ночь, в Москве стал грандиозный концерт в поддержку Путина на Манежной площади, возле Кремля, который начался после закрытия участков и начала подсчета голосов. Уже первые результаты подтвердили, что Владимир Путин лидирует с большим отрывом от своих конкурентов и второго тура не будет.    

«Победа Путина в первом туре выборов, согласно данным всех социологических служб, даже близким к оппозиционным структурам, явно просматривалась, — говорит президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев. — Сейчас волна обсуждений легитимности выборов, несмотря на все усилия представителей оппозиции, будет все-таки поменьше. Все понимают, что Путин побеждал бы в любом случае. Если в случае парламентских выборов при подсчете голосов речь идет о нескольких дополнительных местах в парламенте, то здесь цифры говорят сами за себя».

Цифры таковы, что Владимир Путин получил 63,6% голосов избирателей. У Геннадия Зюганова – 17,18%. На третьем месте – Михаил Прохоров с 7,98%. Аутсайдерами избирательной кампании стали Владимир Жириновский, 6,22%, и Сергей Миронов, 3,86%. Утром 5 декабря председатель Центризбиркома России Владимир Чуров, основываясь на предварительных результатах голосования, объявил Владимира Путина победителем президентских выборов в первом туре.

Первым из кандидатов Владимира Путина с победой поздравил лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который в ходе предвыборной кампании позиционировал себя как жесткий оппозиционер действующей власти и также заявлял о нарушениях и фальсификациях. Согласился с результатом и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. А еще один кандидат Михаил Прохоров назвал выборы «нечестными, но легитимными».

Единственным кандидатом, который не признал результаты выборов, стал Геннадий Зюганов. «Мы не признаем выборы, считаем их нелегитимными, нечестными, непрозрачными. Я не вижу смысла кого-либо поздравлять. Ибо от такого рода выборов проигрывают все без исключения. Проигрывает Россия. Проигрывают трудовые коллективы, проигрывают все народы нашей страны, которых как военнопленных передали из рук на руки. Такого рода выборы свидетельствуют о том, что о страну и граждан вытерли ноги, не сообразуясь ни с законом, ни с элементарной порядочностью. Нормальные люди не могут признать эти выборы! В ближайшие два дня вы будете видеть сладостные картинки, которые станут оправдывать прошедшие выборы, но затем наступит живая повседневная реальность, от которой ни Путин, ни все его приспешники скрыться не смогут», — отметил Г. Зюганов.

«Путин все равно бы победил, — считает российский политолог Александр Ципко. — Он был вне конкуренции. Но интрига состояла в том, в каком туре он победит. И его победа в первом туре во многом является реакцией на угрозу революционных потрясений. Кстати, мне кажется, что мы еще раз показали, что стране еще нужно проделать большой путь для того, чтобы состояться. Каждый раз у нас выбирают не лидера. У нас даже не программу выбирают. Мы каждый раз стоим перед выбором: быть или не быть России. И вот именно такой экстремизм нашей внесистемной оппозиции вернул страну в состояние выбора между «быть или не быть».

Официально результаты президентских выборов в России должны быть объявлены до 17 марта. Новый президент должен вступить в должность 7 мая 2012 года. Большинство политологов склоняются к тому, что с этого дня начнется отсчет 12-летнего срока правления Владимира Путина.

Читайте также по теме