25 июля православные верующие проводят празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица».
Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» в июле совершается дважды – 11-го и 25-го числа.
С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон.
В основе иконографии Богоматери Троеручицы лежит традиционное поясное изображение Девы Марии в типе Одигитрии. При этом Младенец Христос представлен восседающим на ее правой руке. Левая рука Марии поднята к груди в указующем на Сына жесте. Появление в нижней части иконы «третьей» руки, давшей название такого рода образам, находило объяснение в преданиях.
Наиболее популярным было сказание, связывавшее историю Троеручицы с преподобным Иоанном Дамаскиным. В некоторых списках жития святого повествуется о ненависти к нему как к защитнику почитания икон византийского императора-иконоборца Льва Исавра, приказывавшего уничтожать иконы и мозаики в храмах. Чтобы оклеветать Иоанна перед его господином могущественным халифом из династии Омейядов, Лев Исавр составил поддельное письмо с призывами к войне. Получив подложное послание, написанное почерком Иоанна, разгневанный халиф повелел отсечь преподобному правую руку. Святой, истекая кровью, стал молиться перед иконой Богоматери об исцелении десницы руки, которой были записаны слова в защиту православной веры и икон. По его молитве отрубленная рука была исцелена. В память об этом чуде преподобный Иоанн прикрепил к нижней части иконы Богоматери изображение кисти правой руки, отлитой из серебра.
Святитель Димитрий Ростовский, описывая радость святого об исцелении руки, вкладывает в его уста слова, обращенные к Господу: «Десная Твоя рука исцелила мою усеченную десницу и сокрушит врагов, непочитающих Твоего и Твоей Пречистой Матери образы, и уничтожит ею для возвеличения славы Твоей врагов, попирающих иконы».
Сказание об исцелении Иоанна Дамаскина было распространено на Святой горе Афон наряду с другим, более древним сказанием о чуде с неким иконописцем сербского монастыря Хиландар. Иконописец писал икону Богоматери и дважды стирал с нее изображение третьей руки, которое само неизвестно каким образом проявлялась на доске. После этого во сне ему явилась Пресвятая и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству». Примечательно, что в Хиландаре действительно издавна находился (и находится до сих пор) чудотворный образ Троеручицы, однако не с изображенной на иконе рукой, а именно с серебряной деталью, прикрепленной к окладу. Этот образ многими исследователями датируется XIV столетием и считается привезенным из Сербии.
В разрозненных церковных преданиях о возникновении образа Богоматери Троеручицы, смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».