Британские ученые из Университета Уорик выяснили, что когда люди сталкивались с измененными образами реальных фотографий, то точно изменения не смогли обнаружить около 35% из них. Таким образом, сделали выводы исследователи, 35% читателей и зрителей новостей не способны отличить фейковые от достоверных, а также не способны отличить реальные фотографии (оригиналы) от измененных.
Об этом сообщает Phys.org.
В ходе эксперимента 659 людям в возрасте от 13 до 70 лет было предложено просмотреть набор изображений обычных сцен, таких как человек, стоящий на жилой улице, или женщина. Исследователи в цифровом виде изменили фотографии тонким, правдоподобным образом, в том числе: применили аэрографию (очистка поверхностей несовершенств, таких как отбеливание зубов); сложение или вычитание предметов (например, на уличной сцене появляется предмет, которого на самом деле там не было). В фотографии также были внесены некоторые неправдоподобные изменения, такие как манипуляции с тенями человеческих фигур.
Во время наблюдения за множеством оригинальных и отредактированных изображений, участников спрашивали: «Как вы думаете, эта фотография была изменена в цифровом виде?».
Даже когда участники эксперимента подумали, что изображение не было изменено, исследователи спросили их, могут ли они найти область изображения, где можно было бы внести изменения. Ответы не совпадали с настоящим положением дел. А когда участники заявили, что считают, что фотография была изменена, некоторые из них не смогли найти на фото места, где присутствуют изменения.
Исследования показывают, что люди в целом обладают чрезвычайно ограниченной способностью обнаруживать и находить искажения реальных сцен. Демография (возраст и пол) не повлияла на результаты эксперимента, считают исследователи.
Таким образом, считают ученые, в эпоху цифровых технологий, где редактирование фотографий является простым и доступным для всех, возникли вопросы о том, насколько мы должны быть бдительными, прежде чем мы сможем доверять подлинности изображения.
Аэрографические модели в журналах и рекламных кампаниях — и даже отфильтрованные изображения в социальных сетях — могут стать причиной отсутствия безопасности, если человек примет отретушированные изображения за реальные. Это может негативно повлиять на психическое здоровье и благополучие детей, которые смотрят на слишком красивых людей и не считают их отредактированными, то есть фальшивыми.
Кроме того, крайне важно, чтобы изображения, используемые в качестве доказательств в судах — и те, которые использовались в журналистике, лучше контролировались, чтобы обеспечить их точность и правдивость, поскольку фальшивые образы в этих контекстах могут привести к тяжелым последствиям и ошибкам правосудия, считают исследователи.
Исследователь Софи Соловей, возглавившая группу ученых, прокомментировала итоги эксперимента. «Когда люди смотрят на газеты или журналы или выходят в Интернет, они будут подвергаться поддельным изображениям, но наши исследования показали, что люди вряд ли различают реальную и поддельную картинки. Таким образом, теперь задача состоит в том, чтобы попытаться найти способы помочь людям улучшить эту задачу. Например, поддельные изображения часто содержат контрольные признаки того, что их изменили, и мы проводим новое исследование, чтобы выяснить, могут ли люди использовать эти признаки для выявления подделки», — сказала она.