9 и 10 апреля 2016 года в 19:00 на сцене Международного центра культуры и искусств (Октябрьский дворец) состоялась премьера современной версии балета «Жизель» Адольфа Адана в постановке ведущего хореографа современности Раду Поклитару. Этот проект осуществлен благодаря помощи мецената, человека, с детства влюбленного в искусство танца, Людмилы Русалиной.
В этом спектакле зрителя ждали сюрпризы – помимо замечательных режиссуры, хореографии, постановки Раду Поклитару, сценографии Андрея Злобина и костюмов Анны Ипатьевой, принты которых создал Николай Гончаров, призер парикмахерского искусства Виктор Задворный для каждого актера разработал стилизованные прически, соответствующие характеру роли и индивидуальности исполнителя. Это стало возможным благодаря помощи итальянского бренда профессиональной косметики для волос «BAREX Italiana».
Премьера современной версии «Жизели» сопровождалась выставкой «Мгновенности» фотографа Сергея Ефанова, посвященной 10-летию «Киев Модерн- Балета». Зритель, увидев фотоработы, смог почувствовать биение пульса театра и сокровенные моменты создания нового балета, обычно скрытые от посторонних глаз. Отличительной особенностью выставки «Мгновения» — четко отмечена история, которую известный балетмейстер Раду Поклитару подарил своим зрителям, и, которая, благодаря талантливой точки зрения художника, навсегда нашли свое отражение в эмоциональных кадрах.
«В эту современную версию классического балета я вложил всю свою любовь к первоисточнику. Вдыхая новую хореографическую жизнь в музыку Адана, я чувствовал небывалый творческий взлёт. Моя Жизель не милая пейзанка, а обездоленное дитя большого современного города. Как и её классический прототип, она мечтает о настоящей большой любви. И также её мечты терпят крах, столкнувшись с пропастью, которая делит наш мир на богатых и бедных. Но в отличие от своей предшественницы, Жизели в современной версии не будет дано блаженного ухода в идеализированный мир усопших душ. Её судьба страшней, безысходней. Маленькая девочка с городских окраин, она будет пытаться остаться человеком, несмотря на испытания, которые выпадают на её долю. Моя Жизель отчаянно борется за своё право любить и быть любимой. И хотя в конце её жизнь обрывается, зритель будет верить в силу человеческого Духа, возвышающего нас в часы самых тяжелых ударов судьбы»,- говорит о постановке директор, художественный руководитель театра «Киев модерн-балет» Раду Поклитару.
Сценограф, заслуженный деятель искусств Украины Андрей Злобин и художник по костюмам Анна Ипатьева: «Когда наша работа над декорациями и костюмами к Жизели только начиналась, виделось вполне оправданным объединить новое, авторское решение сюжета, действие которого происходит в сегодняшнем дне со смыслами и стилистическими оттенками классических редакций. Развитие этой темы часто возникало у нас в первых набросках. Хотелось создать некую элегантную версию fusion начало 20 века. В результате мы пошли другим путём. Главный элемент на доске настроения (moodboard) — Любовь! А события происходят в полуразрушенных трущобах и злачных местах убогого современного мегаполиса, жителям которого уже трудно вспомнить, чем отличается солнечный свет от яркой или тусклой искусственной лампочки. Казалось бы, что из тяжёлых обстоятельств, в которых оказалась главная героиня лучшего выхода, нет, из двух зол она не может выбрать меньшее, круг замкнут и судьба её трагична. Но в итоге мы понимаем, что всё, через что ей пришлось пройти, было ради того, что бы она сохранила свою мечту и в итоге выбрала свет — свет неподдельной любви, свет души, свет живого открытого сердца».
Автор принтов к костюмам Николай Гончаров: «Для меня есть очень интересным творческое сотрудничество с Раду Поклитару и еще в тандеме с художником по костюмам — Анной Ипатьевой. Мои работы легли в основу костюмов созданных именно ею, и я надеюсь, что эти принты дополнят и завершат целостность образов, сделают их более интересными и насыщенными. Раду создает современный балет синтезируя искусства. Мне, книжном графику по образованию и плакатисту по призванию, радостно быть частью прекрасного действа».
Стилист причесок Виктор Задворный в сотрудничестве с «BAREX Italiana»: «Несомненно, работа с хореографом Раду Поклитару и участие в подготовке премьеры «Жизель» — это очень интересный опыт и творческий подъем. Сотрудничество с Раду — как штормовой вихрь, который заставляет максимально отдаваться своему делу, и ты чувствуешь, что для Поклитару творческая часть проекта особенно важна. Действительно, работа с таким талантливым балетмейстером очень интересная, креативная и гармоничная одновременно. Но, главный козырь Раду — это его команда. Без этих людей мои идеи не были бы воплощены в жизнь. Ведь, направление, в котором я работаю — это показы мод и фотографии, а в данном проекте нужно, чтобы прическа выдержала движения танца. Я должен был придумать не просто интересные и индивидуальные прически-парики, которые соответствовали характеру роли и личности каждого отдельного исполнителя, но и сделать так, чтобы они «пережили» творческое землетрясение. Раскрою небольшой секрет — в своей работе над прическами-париками для артистов балета, я руководствовался знакомым выражением: все новое-это давно забытое старое. Именно поэтому, моей главной задачей было попытаться почувствовать и смиксовать поток танца в прическу, чтобы это не выглядело как fashion, а было продолжением движения истории. Надеюсь, что наше сотрудничество с Раду Поклитару принесет креативные плоды, которые зритель сможет оценить после просмотра спектакля ».
Осуществить проект удалось благодаря помощи мецената Людмилы Русалиной: «Искусство возвышает душу человека. Помню, как в пятилетнем возрасте посещала уроки хореографии, и с каким трепетом в сердце и волнением выходила на сцену Октябрьского дворца. Именно поэтому, мое решение поддержать современную версию балета «Жизель» в постановке талантливого балетмейстера Раду Поклитару было несомненным. Уверена, что культура и современное искусство — лучший фундамент для построения нашей новой, светлой, успешной Украины. Мне очень импонирует желание режиссера переосмыслить классический сюжет. Идея и новая трактовка балета «Жизель» Раду Поклитару, поразили своей глубиной и неудержимым желанием экспериментировать. Фредерик Шопен говорил, что в музыки нет границ. Думаю, что и у искусства, в общем, тоже нет границ. Искренне желаю, чтобы этот невероятный балет смогли увидеть и оценить зрители не только в Украине, но и во всем мире».
Совсем скоро «Жизель» смогут увидеть зрители Харькова (16 мая) и Запорожья (17, 18 мая).