В 2016 году украинские театры работают менее эффективно, поскольку директор совмещает работу с функциями художественного руководителя. Соответственно, многие нюансы творческого процесса проходят мимо внимания директора-худрука.
Об этом во время онлайн-чата в ГолосUAсообщил актер, народный артист Украины Владимир Горянский.
«Театр поставлен в такие узкие рамки. Сейчас театр поставлен в огромную зависимость от личности, в зависимость от того, кто руководит: объединяет в себе и директора, и худрука. А если он еще режиссер и бездарный режиссер, то представьте, каких режиссеров он будет приглашать на постановку. Всех, кто хуже него, будут ставить. Раньше когда директор отвечал за финансовую часть, а худрук за творческую, был какой-то спор, был диалог, один другого мог одернуть или подсказать. Сейчас диалога никакого нет – есть зависимые артисты, которые ничего не могут сказать. Тявкнешь – и никаких ролей больше не получишь. А контрактная система – это же вообще что-то: если контракт с тобой не подпишут, то все, до свидания», — рассказал он.
По мнению Горянского, ныне существующий подход к организации работы украинских театров даст негативные плоды довольно скоро.
«И я думаю, через года 2-3 мы увидим, что будет с театром государственным, а я думаю, что многие болезни вскроются и придется принимать новый закон о театре», — прогнозирует актер.
Он напомнил, что чиновники в Украине заняты реформой театров. Но по закону, который был принят Верховной Радой, настоящую реформу будет тяжело провести, выразил уверенность актер.
«Дело в том, что принят закон у нас, на скорую руку, как всегда. Он абсолютно не отражает реалий, он загоняет театральную систему еще глубже в какие то непонятные дебри», — считает Владимир Горянский.
По его мнению, предыдущие поколения чиновников из Министерства культуры были далеки от понимания тонкостей творческого и организационного процессов в театре. Это заставило их неправильно оценить положение дел.
«Когда к нам пришли чиновники, то сказали: давайте посчитаем рабочее время артиста. Они не знают, как подойти к театру и предлагают так считать время. Они, значит, сильно далеки от театра, от процесса. Но кто посчитает мое время, если я дома учу текст?! Как может актер в месяц сыграть 24 спектакля? Как этим бестолочам объяснить это? И они что-то еще говорят о реформе, если они вообще не понимают структуры театра. Вот это меня убивает», — сказал народный артист Украины.
Он добавил, что государству было бы правильно оставить право за руководителем театра не пытаться каждый спектакль сделать рентабельным.
«Руководитель государственного театра, разумеется, тратит государственные деньги. И бывает, что потратил, вложил, а спектакль не получился. Ну и что? Он сделает что-то другое, что привлечет зрителей!», — сказал Владимир Горянский.
Напомним, премьера спектакля «Счастливая семейка» состоится 1 июня 2016 года в Киеве в Театреимени И.Франко.
Антрепри́за (фр. entreprise — предприятие) — форма организации театрального дела, в котором организатор (антрепренёр) приглашает для участия в спектакле актеров из различных театров (в отличие от формы репертуарного театра с постоянной труппой).