Новый бюджет Киева на 2019, при видимой сбалансированности, предусматривает существенные сокращения расходов на культуру и искусство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и охрану окружающей среды, несмотря на катастрофические последствия ливней, которые столица не раз переживала этим летом. Направления бюджетной политики критически проанализировала лидер партии «Социальная справедливость» Алла Шлапак в своем блоге на сайте «Обозреватель».
Недавно Киевгорсовет принял «Основные направления бюджетной политики города Киева на 2019». Однако, при видимой сбалансированности, документ включает в себя как признаки откровенного управленческого кризиса, в котором разработчики документа признаются едва ли не открытым текстом, так и существенные сокращения расходов не только на отрасли, которые традиционно находятся в роли «бедных родственников», но и на стратегические для функционирования города сферы, как транспорт и охрана окружающей среды.
Прежде всего, несмотря на то, что депутаты согласились увеличить расходы на «Государственное управление» на 250 млн. грн., эти самые представители государственного управления, которые приложили руку к разработке документа, не смогли определить, как же они на деле будут внедрять 17 реформ, необходимость которых указана здесь же, в самом документе.
— И почему весь этот административный ресурс вместе с депутатами не может определить практический инструментарий реформ? Зачем тогда вообще разрабатывать этот документ, если практический инструментарий не определен? Удивительно, как минимум, — отмечает лидер партии «Социальная справедливость».
Дальнейший анализ основного финансового документа столицы включает в себя еще больше вопросов. Наибольший шок у киевлян, видимо, должно вызывать то, что финансирование транспортной отрасли за их счет, то есть повышение стоимости проезда в два раза отнюдь не нашло своего отражения в бюджетных намерениях столичной власти. Напротив, расходы на стратегическую отрасль «Транспорт и транспортная инфраструктура, дорожное хозяйство» планируется сократить на 2,166 млрд против прошлого года. И построить метро на Виноградарь, где проживает 200 тыс. человек, в то время, как на Троещине — более 500 тыс. человек, обращает внимание Алла Шлапак.
— И это — при поднятии тарифа в муниципальном транспорте в два раза и планировании открытия новой станции метрополитена! Интересно, а на что тогда пойдут деньги от поднятых тарифов? Кроме того, мы видели работу пресс-службы: кто только не согласовывал это повышение, осталось только после Соединенных Штатов сделать заявление, что Дональд Трамп согласовал подорожание проезда в Киеве. И, конечно, у киевлян спросить. Но вместо ответов мы только новые и новые примеры непонятных решений, — комментирует решение своих коллег по депутатскому корпусу Алла Шлапак.
Не менее важная статья расходов — «Охрана окружающей среды», которая предусматривает финансирование мероприятий, направленных на очистку и модернизацию системы ливневой канализации в многомиллионном городе, на уменьшение выбросов в атмосферу, борьбу с несанкционированными свалками и т.д., — была урезана в финансировании на 153 млн грн против 2018 года (56 млн грн против 209,7 млн грн в 2018 году)
— И это — при катастрофической экологической ситуации в столице: проблемы с канализационными сетями города, загрязнение атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, состояние прибрежно-защитных полос водных объектов города, обращение с отходами … Этот список практически бесконечен, — подчеркивает политик.
Что уж говорить об остальных проблемах города. Так, на образование депутаты предусматривают выделить на 2 млрд грн больше — ведь речь идет о реализации национального проекта «Новая украинская школа», однако дальше этого вопрос не заходит. Ведь соответствующей среды для образованных людей депутаты не считают нужным предусмотреть — расходы на статью «Образование» и «Культура и искусство» предполагается сократить в следующем году на 15,7 млн грн.
Существенное сокращение расходов коснулось также статей «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 723 млн грн) и «Связь, телекоммуникации и информатика» (минус 295 млн грн).
— Одной из ключевых проблем является отсутствие стратегического управления как системы, которая переходила бы от одного поколения власти к другому. В результате государственные органы, а также частные субъекты хозяйствования работают обособленно, исходя из собственного видения развития, а не из общегосударственных стратегических документов. Любая стратегия развития фактически не имеет возможности реализоваться без ее фиксации в бюджетах. Ежегодно, как общегосударственный, так и региональные бюджеты, должны согласовываться между собой и должны быть направлены на достижение запланированных показателей, — делает вывод на основе анализа документа Алла Шлапак.
Кроме кричащих противоречий и неувязок между общегосударственной стратегией и местными бюджетами, в частности, на примере Киева, политик обращает внимание и на отсутствие судебных прецедентов в вопросе наказания чиновников за откровенный бюджетный хаос на местах, который сводит на нет самые идеи «сверху».
— За всю историю независимости Украины еще не было ни одного случая привлечения к ответственности государственных чиновников по конечным, или фактическими результатам реализации стратегии или тех же бюджетов. Нет никакого дела по бюджетным вопросам. Правоохранительная система и антикоррупционные органы сегодня не работают, чтобы мы не говорили. Эти факты закрепляют ощущение безнаказанности среди чиновников. Я считаю, что нарушения и злоупотребления в этой сфере должны иметь последствия, в том числе — административные и уголовные, — подчеркивает Алла Шлапак.
Напомним, что на следующий год в бюджете столицы предусмотрено увеличение общего объема доходов на 2 млрд грн (примерно 53,7 млрд. Против 51,7 млрд. по сравнению с 2018 годом), при существенном уменьшении «местных налогов и сборов» и « других доходов », что произошло за счет налогов и сборов на доходы физических лиц. Дефицит бюджета составляет более 867 млн. грн.