ГолосUA
13:32 31/05/2019

Андрей Довбенко: как Украине развиваться в новом времени IT

Венчурный инвестор, адвокат и юрист из Киева Андрей Николаевич Довбенко анализирует, как IT-сфера может помочь государству.

Украинский рынок IT не перестает удивлять. Вопреки отсутствию системной поддержки и ситуативному общественному вниманию, бизнес активно развивается. А согласно недавнему исследованию Dealbook 2019, проведенному AVentures Capital совместно с UVCA, IT-компании в прошлом году привлекли в Украину $323 млн. В мировом масштабе сумма не огромная, но для наших реалий – весьма значительная.

Как уверяет Андрей Довбенко, украинский рынок IT, в отличие от других ключевых отраслей национальной экономики, не требовал реформ и не опирался на советское наследие. Эта сфера формировалась буквально с нуля, а молодые специалисты сразу видели себя частью глобального сообщества. Впрочем, это означает и необходимость создавать инфраструктуру с нуля, а потому достижения наших стартаперов особенно ценны. Собственно, вот результат: только за последние 5 лет компании, работающие с инновациями и IT-решениями, привлекли в страну более $1 млрд.

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2019-05/31/j2h91IoLfZdw2xmZ/image/%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B12.png" alt="" />

 

Более того, рынок IT уверенно держится среди лидеров экспорта из Украины, потеснив там традиционно сырьевые отрасли вроде металлургии и сельскохозяйственной продукции. Что это значит? Как минимум то, что Украина меняет свою экономику, а вместе с ней и представление о себе в мире. Прогнозы Андрея Довбенко о том, что развитие IT поможет нашей стране играть на равных со всем миром, сбываются.

Впрочем, пока поддержка скорее исключительно иностранная: на инвестиции из-за границы приходится до 90% всех привлеченных в IT средств. При этом здесь важно обратить внимание на источник этих инвестиций: львиная доля приходится на США, а среди крупных инвесторов такие гиганты, как Goldman Sachs, Y Combinator и Soros Fund Management. Согласно данным Dealbook 2019 – это результат стабильной активности украинских технологических компаний на рынке США. Иными словами, украинские начинают получать баллы и от своей репутации.

На этом фоне государство говорит об IT пока скорее в формате красивой игрушки или декора. У нас вроде бы и есть поддержка, но она больше имиджевая, а не структурная. Именно поэтому так важно акцентировать внимание на цифрах, чтобы становилось понятно, что IT – это уже сейчас важный игрок для национальной экономики. Юрист Андрей Довбенко подчеркивает, что сейчас роль новых технологий в экономике Украины – это кроме инвестиций еще и 4,1 млрд гривен налогов IT-компаний в 2014-2017 годах, а еще 3,2 млрд гривен налогов айтишников, которые работают на фирмы в качестве ФЛП. И объем таких поступлений растет на 58,8% в год. И по мере того, как суммы будут увеличиваться, должна повышаться и интеграция IT в общественную жизнь.

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2019-05/31/j2h91IoLfZdw2xmZ/image/%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B13.png" alt="" />

Как неоднократно отмечал Андрей Довбенко, принципиальное отличие этой сферы от любой другой заключается в том, что IT не истощает ресурсы, а приумножает их. Чем больше продуктов производит IT, тем выше их качество. Более того, косвенно инновации влияют и на те сферы, где применяются. Ускорению этого процесса может способствовать государственная стратегия. Не думаю, что непосредственно для IT нужны программы поддержки – отрасль скорее ожидает, чтобы ей не мешали. А вот помогать другим отраслям обзаводиться современными решениями намного логичнее. Одновременно это будет способствовать и их модернизации, и рабочей загрузке отечественного IT-сектора. Еще одна причина почему это важно: три ключевых получателя инвестиций за прошлый год – GitLab ($120 млн), Bitfury ($80 млн) и People.ai ($30 млн) – работают скорее на западе, с иностранными клиентами и имеют штаб-квартиры там же. Да, глобальность – это часть рынка, но и о локальных потребностях государству забывать не стоит.

За IT – будущее, это уже понятно. Теперь важно осознать, что будущее уже наступило сейчас и требует нового видения и новых механизмов работы с ним. Бизнес это понял и преуспевает. Теперь очередь за государством.

 

Читайте также по теме