В 2023 году Украина приближается к холодному сезону в условиях войны с РФ без запаса прочности, который она имела год назад. И это касается многих «болевых точек», в частности, работы энергосистемы, которая обеспечивает украинцев электроэнергией и отоплением, пишет НВ со ссылкой на ВВС News Україна.
Относительно теплая зима, а также работа всех блоков АЭС, оставшихся под контролем Украины (и ни один из которых не подвергся атакам со стороны россиян), позволили избежать коллапса энергетической системы в прошлом отопительном сезоне. Но к чему это приведет в новом отопительном сезоне на фоне продолжающейся войны?
Издание описывает ситуацию с подготовкой государства к отопительному сезону на фоне разрушений энергосистемы Украины атаками РФ.
Ключевые моменты материала:
Уменьшение объема мощности энергосистемы
По словам премьера Украины Дениса Шмыгаля, в Украине нет ни одной ТЭС или ГЭС, которая бы прошлой зимой не подверглась российским атакам. Однако, по его словам, к началу отопительного сезона правительство планирует прибавить в энергосистему 1,7 ГВт мощности.
Объем мощности можно добавить, но он все равно будет меньше, чем тот, что был подготовлен к осени прошлого года, отмечает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. По его подсчетам, этой зимой в энергосистеме будет меньше на 1,5 ГВт, чем в прошлом.
«Проблема, что наша энергетическая система сильно повреждена, остается. И, по большому счету, она и дальше работает в аварийном режиме», — говорит эксперт и добавляет, что именно поэтому могут сбыться прогнозы, что эта зима будет тяжелее предыдущей.
В тепловой генерации удастся восстановить лишь треть потерявшегося, подсчитывает Роман Ницович: 1,7 ГВт до начала отопительного сезона и еще 1,2 ГВт до конца года.
Нехватка специалистов и денег для ремонта энергооборудования
Представитель энергетического комитета парламента Сергей Нагорняк обращает внимание на еще одну проблему. Для масштабных ремонтов Украине очень не хватает специалистов-энергетиков, ведь объем работы огромен, а многих из них мобилизовали. А западные компании опасаются за безопасность своих специалистов, ведь не могут застраховать риски их пребывания в Украине. Потому помогают деньгами и оборудованием.
Ситуация усугубляется тем, что тепловая генерация в Украине сосредоточена преимущественно в частных руках — главным образом в ДТЭК, энергетическом подразделении СКМ Рината Ахметова.
Если средства восстановления государственных энергетических объектов предоставляют международные партнеры Украины, то частным владельцам приходится самостоятельно финансировать масштабные восстановления после российских разрушений.
При этом если в прошлом году энергетиков спасали запасы оборудования и наличие законсервированных объектов, то сейчас этих резервов нет.
«Этой зимой легче не будет, — рассказал в интервью Forbes генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко. — Если нам разбивали трансформатор на одной теплоэлектростанции, мы быстро с законсервированного блока другой электростанции снимали трансформатор и перевозили на работающий энергоблок».
А пополнить запасы новыми трансформаторами, как и предупреждали эксперты, быстро невозможно.
«Когда мы говорим о серьезном оборудовании типа турбин или крупных трансформаторов, то эти вещи производятся искусственно, заказы расписаны на годы вперед, и такой товар довольно сложно просто так купить и привезти в Украину», — объясняет Роман Ницович.
События прошлой зимой также показали, что для стабильности энергосистемы важно не только то, сколько произведено энергии, но можно ли ее доставить потребителю.
Укрэнерго восстановило ЛЭП пока на 60%
В конце июля премьер Денис Шмыгаль заявил, что национальный оператор электросетей (ЛЭП), компания Укрэнерго, выполнила около 60% запланированных работ по восстановлению поврежденного.
Владимир Кудрицкий, руководитель Укрэнерго, уверен, что в отопительный сезон украинская магистральная сеть будет готова работать без ограничений: «Наша цель сделать так, чтобы отключение любого большого элемента сети, будь то линия электропередач, трансформаторная подстанция или энергоблок, не вызывало ограничения потребителей».
В то же время в компании работают и над созданием «подушки безопасности», чтобы иметь возможность маневра в кризисных ситуациях: «Нам нужно иметь запас прочности — какое-то дополнительное количество трансформаторов, энергоблоков, линий электропередач в работе, которые позволят при повреждении одного или нескольких важных элементов обеспечивать. потребителей».
Холодная зима будет тяжелой для населения и для энергетиков
Собеседник ВВС Украина в разведке спрогнозировал, что осенью россияне будут бить по энергетике не массово, а точечно именно по ключевым подстанциям, чтобы парализовать передачу электричества.
В то же время, энергетикам и без учета российских атак придется справляться с ростом нагрузки на энергосеть из-за похолодания. Энергетики подсчитали, что в большом городе, например, в Киеве, каждые минус пять градусов — это плюс 100 МВт потребления. Чем будет холоднее, тем больше будет дефицит.
Избежать дефицита мощностей в зимний период будет просто невозможно, считает Владимир Омельченко. Но, сразу отмечает эксперт, этот дефицит может достигать где-то до 2 ГВт в отдельные часы и во время сильных морозов.
«Поэтому вероятность блэкаутов достаточно низкая, но вероятность плановых или аварийных отключений существует», — прогнозирует он. По его словам, «следующий сезон, вероятно, будет так же сложен, но все же легче предыдущего».
А вот Роман Ницович считает, что «эта зима будет тяжелее», потому что «прошлый сезон мы стартовали хоть и с обстрелами, но определенным запасом мощности, которого сейчас не будет».
«Если в результате ударов будет выводиться из строя какой-то объект генерации, то будет мало мощностей, которые могли бы его заменить», — объясняет аналитик.
Чем покрыть дефицит электроэнергии и сколько это будет стоить?
И прошлой зимой, а также этим летом дефицит покрывался импортом электричества из Европы.
Но и с импортом могут быть проблемы как чисто технические, так и финансовые.
Еще с прошлого сезона говорят о недостаточной, как для кризисных ситуаций, пропускной мощности сети, позволяющей заводить в Украину зарубежное электричество. И в этом плане мало что изменилось.
С другой стороны, цена этого электричества может быть значительно выше, чем в Украине.
На население это никак не влияет, ведь тарифы на электричество для бытовых потребителей фиксированы и субсидируются государством. Но и для госбюджета это не маленькие затраты: цена этой субсидии для экономики, по словам члена энергетического комитета парламента Сергея Нагорняка, около 100 млрд грн.
С 1 июня 2023 года тарифы на электричество повысились для населения. Но, конечно, они все еще далеки от рыночного уровня. Однако полученные дополнительные средства позволили профинансировать безотлагательные ремонты, и без них было бы гораздо труднее, говорят в правительстве.
Там также признают, что тарифы для бытовых потребителей придется продолжать повышать. Впрочем, как говорит министр энергетики, это будет не раньше марта, а то и апреля следующего года.
Этим летом цены для промышленности установлены вроде бы рыночные. Но и там существуют так называемые прайс-кепы – верхние ограничения цены. В конце июня НКРЭКУ повысила прайс-кепы на электричество для промышленности. В результате, в июле импорт электроэнергии вырос на 65%.
Говоря о тарифах и ценах на электроэнергию, нужно помнить и о другой стороне дела: если у энергетических компаний нет средств, то купить соответствующее оборудование, оплатить ремонтные работы и восстановить систему будет невозможно, говорит Владимир Омельченко.
Напомним, с июня 2023 года в Украине тарифы на электроэнергию для бизнеса повысили почти вдвое. До того повысили тариф на свет для населения.
После этого в энергокомитете ВРУ заявили, что водоканалы и «Энергоатом» задерживают платежи за свет, повышение тарифов не дало результата.