Авторы новой концепции начального образования предлагают 5-балльную систему оценивания младших школьников – эксперт

В новой концепции начального образования, которая вызвала тревогу и возмущение у педагогической общественности, предусмотрен о возвращение   5-бальн ой системы оценивания младших школьников, что станет внутренним конфликтом интересов чиновников, ученых, учителей.

Об этом директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко заявила в комментарии ГолосUA.

«Введение новой концепции начального образования станет внутренним конфликтом интересов чиновников, ученых, учителей. Причиной конфликта является очередное изменение системы оценивания учеников и возвращение 5-бально й шкал ы. Авторы предлагают результаты контроля и оценивания учеников 1- 3-х классов осуществлять при помощи вербальных характеристик и фиксации в предметных таблицах. С 4 –го же класса  предлагается  вернуться к пятибалльной системе, которая будет выражаться не цифрами, а словами и символами. К примеру, «2» будет звучать «плохо, нуждается в улучшении» и обозначаться буквой «П» (потребу є покращення ) , «З» — удовлетворительно (задовільно), «Д» — хорошо (добре), «В» — отлично (відмінно) .Таким образом, МОН и Национальная  Академия педагогических наук Украины сами себе противоречат, ведь вводили 12-бальную систему, как реформу, с тем, чтобы расширить диапазон оценивания, снять негативные аспекты оценки, сделать сам процесс оценивания ребенка максимально справедливым. В то время, когда педагогическую общественность готовят к принятию нового закона об образовании, трудно даже представить, какие еще изменения будут предложены относительно школьного образования», — подчеркнула  Людмила Ващенко.

При этом, как отметила директор Центра экспертизы образовательных реформ, в контексте системы оценивания предлагается проводить международные мониторинговые исследования.

«Следует напомнить, что речь идет о, так называемом, Международном исследовании TIMSS , целью которого является оценивание качества математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х и 8-х классов и по результатам исследования  — определение стратегических направлений модернизации начального образования в Украине. Проблема состоит лишьв том, что в проекте учебного плана концепции отсутствуют предметы, развивающие естественнонаучные знания и навыки. Кроме того, проведение таких акций требует от страны больших вложений и является  очень дорогим  удовольствием. В состоянии социально-экономического, политического кризиса рачительные хозяева не транжирят деньги, а пополняют ресурсы для эффективного функционирования системы», — сказала Людмила Ващенко.

В то же время Людмила Ващенко добавила, что, согласно проекту  Концепции, всех родителей первоклассников ждут и другие большие перемены.

«Дети старшего дошкольного возраста должны обязательно пройти подготовку по базовому компоненту дошкольного образования. Данное положение не вызывает сомнения в том, что ребенка действительно нужно подготовить к обучению как к труду. Другой вопрос – где такую подготовку нужно пройти: в  учебных заведениях,  клубах или семье? Смогут ли они обеспечить подготовку ребенка по базовой программе дошкольного образования? И как будет определять школа качество такой подготовки? Очень беспокоит вопрос приема в первый класс. Отмечается, что это будет осуществляться по результатам психолого-педагогического обследования. Почему надо обследовать ребенка таким образом на предмет того, может он ходить в школу или нет? Есть медики, которые лучше владеют вопросами физиологии, и только врач может сказать, готов ли ребенок к школе. Временная  школьная комиссия,  которая будет проверять каждого ребенка на предмет противопоказаний  — это дикий анахронизм и  желание узаконить негативную практику отбора детей по статусному признаку их родителей. Идея введения такого правила говорит или о некомпетентности  авторов концепции, или о желании узаконить механизм коррупции в школы», — сказала  директор Центра экспертизы образовательных реформ.

По словам Людмилы Ващенко, также очевидно, что разделять 6-летних и 7-летних детей в разные классы для, так называемого,  «выравнивания стартовых позиций первоклассников, что предлагается в новой концепцией от МОН, является неприемлемым.

«Настоящие ученые и практики давно уже пришли к такому выводу. Нельзя разделять детей одного класса по возрастной шкале. Дети 6 и 7 лет, одновременно пришедшие в школу,  должны учиться в одном классе, по одной программе», — прокомментировала доктор педагогических наук.

Читайте также по теме