Решение проблемы Нагорного Карабаха военным путем, о чем ранее заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев было бы возможно только в случае блицкрига, в результате чего была бы взята столица республики Арцах Степанакерт, но Баку объективно не способен на такой шаг, кроме того, у Армении имеются адвокаты на международной арене в лице Франции, России и США.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко.
«Те места, которые сейчас заняла армия Азербайджана, то они представляют собой развалины, оставшиеся после войны, завершившейся 30 лет назад. В Армении данные территории считают буферными и Ереван никогда на них не претендовал. Изначально считалось, что данные территории могут быть возвращены Азербайджану, но при условии признания республики Арцах со стороны Баку», — отметил эксперт.
Что же касается заявления Алиева о том, что у Азербайджана остался только военный путь решения Нагорного Карабаха, то по мнению С. Белашко военное решение далеко не столь однозначно, как видится самому Алиеву.
«У Армении имеется достаточно адвокатов на международной арене, в частности тройка сопредседателей в Минской группе – Франция, Россия, США, где проживает основная часть армянского народа. Франция уже недвусмысленно высказалась в поддержку Армении, Россия имеет в Армении свою военную базу и в Москве считают Ереван экономическим и военно-политическим союзником в данном регионе. Ну а в США крайне негативно относятся к амбициям Турции стать региональной державой и распространить свое влияние от Кавказа до Северной Африки и от Балкан до Среднего Востока», — добавил политолог.
Пока данная война идет практически в ничью, по мнению С. Белашко Франция, Россия и США будут ограничиваться выражением «глубокой обеспокоенности», но с другой стороны сложно вспомнить, когда Россия, Франция и США выступали с единой позицией по какому-либо вопросу.
«Решить проблему Нагорного Карабаха военным путем Азербайджан мог бы только в случае блицкрига, если бы в течение нескольких дней армия республики Арцах была бы разбита, и армия Азербайджана заняла бы Степанакерт. В таком случае, мировое сообщество дипломатически «развело бы руками» и обязало бы Азербайджан обеспечить все необходимые права мирному населению. Приблизительно как во время зачистки хорватской армией Сербской краины. Но Азербайджан оказался не способен на блицкриг и для Баку все закончится на том, что его армия возможно отвоюет несколько брошенных сел, а может и нет, поскольку наступать осенью в гору в отрогах Карабахского нагорья у реки Арат – кране сложно», — добавил политолог.
По словам эксперта, данный конфликт между Арменией и Азербайджаном перешел в разряд экзистенциального, и война ведется не за территории или статус, а за выживание.
«Скорее всего, война будет идти по нарастающей, после чего обе стороны израсходовав свои арсеналы, как было уже неоднократно ранее, отчитаются о своей победе и предъявят доказательства – Азербайджан предъявит освобожденные территории, а Армения сохраненную независимость, после чего конфликт временно приостановится, а стороны начнут усиленного готовиться к новой войне, сделав соответствующие выводы из ошибок противника», — заключил С. Белашко.
Ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что его страна в войне против Армении в Нагорном Карабахе проблему, которую не смогло решить мировое сообщество.
«Я много слышал о том, что у конфликта нет военного решения. Во-первых, я с этим не согласен. Во-вторых, если нет военного пути, то тогда дайте нам невоенный путь, дипломатический путь. Выполните резолюции Совбеза ООН», — сказал Алиев.
По его словам, переговоры по урегулированию конфликта ведутся очень давно — с 1992 года.
«Какое дипломатическое решение было за эти 28 лет? Посредники или другие международные организации представили нам политический путь урегулирования? Нет. Они заморозили этот конфликт. Однако, он не заморожен. Сколько мы должны терпеть? Еще 30 лет? (…) Если международное сообщество не может обеспечить исполнение международных резолюций, Азербайджан сам это сделает, что сейчас и происходит», — отметил президент Азербайджана.