Банки отказываются принимать чипованные документы, поэтому владельцы ID-паспортов не могут получить потребительский кредит.
Об этом сообщает VGORODE.UA.
Миграционная служба, куда посыпались жалобы от возмущенных граждан, обратилась в Нацбанк. Регулятор напомнил банкирам, что с 10 февраля 2017 года ID-карта является полноценным удостоверением личности. Чем же биометрический паспорт так напугал банкиров?
Харьковская студентка Марина обзавелась паспортом гражданина Украины нового образца в числе первых — еще в конце 2016 года, как только началась добровольная замена "книжечек" на ID-карты.
«Сейчас решила купить ноутбук в кредит. Однако в банке принимать мою пластиковую карточку в качестве документа, удостоверяющего личность, отказались, сославшись на то, что доступной на ней информации недостаточно. Предложили прийти еще раз, но уже со справкой о месте регистрации, — рассказывает девушка. — И зачем, спрашивается, мне тогда цифровой паспорт, если к нему нужно еще кучу справок таскать?»
Случай далеко не единственный — украинцы буквально завалили подобными жалобами Государственную миграционную службу, курирующую выпуск ID-карт.
«В ГМС поступает большое количество обращений по поводу отказа со стороны сотрудников банков обслуживать клиентов с ID-картами. Речь идет, в том числе о потребительских кредитах, в частности в торговых сетях бытовой техники. В то же время предъявление паспорта "в виде книжечки" к подобным проблемам не приводит», — сообщили в пресс-службе ГМС.
В миграционной службе на основании обращений граждан даже составили список самых консервативных банков, клиенты которых чаще всего сталкиваются с такой проблемой. И направили письмо в Нацбанк с просьбой принять соответствующие меры и повлиять на ситуацию. В ответ НБУ разослал своим подопечным письма, в которых объяснил, что ID-паспорта должны приниматься в качестве удостоверения личности начиная с 10 февраля 2017 года, так как являются аналогами классических бумажных паспортов. Такие послания получили все банки Украины.
Как объяснили сами банкиры, проблема возникла потому, что банки оказались технически не готовы обрабатывать новые документы.
«Это какие-то дремучие банки, которые увидели новые паспорта и перепугались. Проблемы, как правило, возникают, когда клиент с цифровым паспортом пытается купить товар в кредит в торговой точке, — говорит руководитель пресс-службы одного из банков Харькова Олег Калашников. — Для оформления банку необходима полная идентификация клиента — помимо ФИО и фотографии, которые можно увидеть на ID-карте, нужна и другая информация, в частности о месте регистрации. На картах же она "зашита" в чип, поэтому банкам нужно специальное оборудование — сканеры, чтобы считать данные. Не все финучреждения имеют такое оборудование, поэтому перестраховываются. Чтобы инцидент был исчерпан — банки должны решить технические вопросы».
Порядок установления личности при осуществлении кассовых операций разъяснен в письме НБУ от 18 апреля 2017 года № 50-0006/28329.