Киевляне все чаще жалуются на проблемы с карточными расчетами в столице. Во время отключений света практически сразу пропадает мобильная связь с интернетом и POS-терминалы на кассах магазинов не могут принимать оплату банковскими картами. Исключение — крупные супермаркеты, подключенные к стационарным интернет-сетям, хотя и у них случаются перебои в работе.
В итоге людей призывают носить с собой побольше наличных, чтобы иметь возможность рассчитаться за покупки. Банкиры говорят об этом открыто, добавляя, что не они обеспечивают платежные терминалы связью и что это задача мобильных операторов и торговцев, пишут СМИ.
Однако на этот раз возникла проблема и с чисто банковской функцией. Население, прислушавшись к призывам финансистов по поводу наличных, стало активнее снимать кэш в банкоматах — спрос на бумажную гривню вырос. А вот сами банки не усилили свои инкассаторские службы и не начали чаще заправлять банкоматы наличными. В результате многие из них стоят пустыми. Одни владельцы банкоматов просто выключают аппараты в такие моменты, а у других они продолжают светиться, показывая адреса отделений с альтернативными источниками электричества, где у человека есть шанс получить банкноты для оплаты товаров и услуг.
Журналисты проехали по нескольким таким точкам крупнейшей в стране госструктуры — «Приватбанка» и пообщалась с ее персоналом на местах. Например, в указанном рекомендованном в банкомате отделении на пр. П.Григоренко, 28 света не оказалось. Не работали ни касса, ни банкомат, ни терминалы.
А менеджер заявила, что снять наличные точно получится в банкоматах отделения по ул.А.Ахматовой, 3, поскольку там стоит генератор.
Эта информация подтвердилась, но частично: генератор на улице Ахматовой и правда работал, только вот ни один банкомат или терминал не функционировал.
На месте работники объяснили, что генератор маломощный и просто не вытягивает работу банковского оборудования.
Сотрудники предложили постоять в очереди и снять наличные в кассе. При этом касса там одна и кассир ее время от времени закрывал, чем вызывал бурные эмоции у очереди.
Стоявшие в ожидании люди рассказали журналистам личные истории о том, как добывают наличку.
«Недавно нужна была крупная сумма — 30 тысяч гривен, и представьте себе, в момент списания денег вырубили электричество. То есть банк уже списал деньги со счета, а с карты их не выдал. Я быстро привела работника банка (снимала в отделении), но тот заявил, что не может открыть банкомат и инкассировать — нужно ждать специальную службу. Списание со счета тоже отказались отменять: дескать, это возможно только после того, как банкомат откроют и всё проверят. То, что деньги мне нужны срочно, сегодня, и что больше на этом или другом счете суммы нет и взять средства негде, никого не волновало. Ждала неделю решения этой проблемы. Теперь боюсь банкоматов, с ними можно остаться без копейки и без помощи банка, которому проблемы людей безразличны. Хожу все снимать только в кассу», — рассказала клиент «Приватбанка» Ирина в отделении на ул. Ахматовой, 3.
В открытых финансовых чатах клиенты «Привата» упоминают еще одну проблему — что в рабочее время не имеют возможности бегать по отделениям, выискивая точки со светом, а в нерабочее не могут снять наличные из-за того, что отдельно стоящие банкоматы вне отделений не обеспечены альтернативными источниками питания и не работают во время отключений света. Отключения же, например, в Киеве вчера длились 6,5-7 часов. В итоге люди сидят без наличных и не могут оплатить свои покупки, когда торговцы не принимают банковские карты во время отсутствия мобильной связи и интернета.
«То, что банк за полтора года так и не сделал банкоматы, работающие при выключении света — это фиаско. Частично генераторы есть на дежурных отделениях, но дежурные отделения работают по пятидневному графику, как и стандартно большая часть населения. Выходит, при отключениях света невозможно снять деньги, потому что банкоматы расположены в домах, где света нет. По графику проверять, есть ли в доме с банкоматом свет, — ну, прошу прощения, а в чем тогда сервис и поддержка клиентов? Выходит, в критической ситуации, если нет света, то сидишь без собственных денег», — отмечается в открытой жалобе клиентки «Приватбанка» Анны.
Интересно, что в своем официальном ответе по поводу этой проблемы госбанк не обещает решать проблему альтернативного электропитания для банкоматов. Он пытается переложить ее на торговые сети, предлагая людям снимать наличные в крупных торговых сетях типа Novus, «Сильпо», АТБ, Varus и др. Там нужно сделать любую минимальную покупку для открытия чека, заказать сумму у кассира и ввести ПИН-код карты, после чего можно получить до 6 тысяч гривен.
«Как альтернативный вариант снятия наличных при отсутствии освещения рекомендуем пользоваться нашей крутой услугой «Наличка на кассе». Это возможность снять наличные деньги на кассе (через терминал) торговой точки, предварительно совершив покупку товара или услуги. Услуга работает в торговых сетях, дополнительно оборудованных альтернативными способами питания», — говорится в официальном комментарии «Приватбанка».
Однако в банке не учитывают дефицит наличных и у торговцев, особенно в дообеденное время, пока обслужено не очень много покупателей. Попадая в крупные супермаркеты, принимающие банковские карты, люди стараются сэкономить дефицитную теперь наличку и совершают безналичные оплаты. Потому нередко кассы магазинов пустуют.
Напомним, на 10 июля с 1:00 ночи в Украине введены графики отключения света.