На банковском рынке в Украине в августе 2024 разгорелся скандал в связи с темой обслуживания карточных счетов украинцев. Речь идет о финансовых наказаниях для владельцев счетов, когда те нарушают правила финансового мониторинга.
В сети появились жалобы клиентов (физлиц) на то, что банки взыскивают с них от 20% до 30% суммы счета во время его принудительного закрытия, пишут СМИ.
Такое закрытие стало уже стандартной процедурой: как только у банка появляются подозрения по нарушению человеком требований финмониторинга, он сразу блокирует клиенту счет, запрашивает объяснения (с документальными подтверждениями) о природе оплат и происхождения средств, а также отправляет доклад в Госфинмониторинг.
Эта организация проверяет транзакции и само физлицо на предмет отмывания денег, финансирование терроризма и прочее.
Если у Госфинмониторинга возникает подозрение о таких правонарушениях, то счет «замораживают» надолго — до окончания следствия. Но если их нет, то банку позволяют отдать человеку его деньги.
Очень редко после всего этого банк продолжает обслуживать клиента. Даже если тот предоставляет объяснения или документы, к бумагам начинают придираться. Но за этим чаще всего следует решение о разрыве отношений. Что по факту означает принудительное (в одностороннем порядке) закрытие физлицу счета с выдачей средств через кассу или переводом их на счет в другом банке.
Именно из-за этого и разгорелся скандал. Потому что с недавних пор банки начали взыскивать огромные суммы при таком принудительном закрытии счета — 20-30% средств.
Люди после такого сильно возмущались, называя это чрезмерно жестким финансовым наказанием, а некоторые даже обвиняли банки в том, что они специально придираются к ним по финмону, чтобы нажиться на этом.
«За перевод IZI Bank (работает по лицензии ТАСкомбанка — ред.) списал с меня 20% (что нигде не было озвучено и это нововведение) и перебросил деньги на Абанк, который сразу заблокировал мой счет и написал, что на протяжении пяти дней нужно предоставить IBAN другого банка и отправить дальше. Я так понимаю, хотят списать 30%. Получить деньги в кассе я не могу, только перевод в другой банк, вернуть платеж нельзя. Сумма убытков в этих банковских манипуляциях 12 000 грн. Это какой-то картельный сговор», — говорится в жалобе клиента Абанка из Днепра.
Он озаглавил свое сообщение так: «Абанк заблокировал средства с целью списания 30%».
Случай не единственный, есть и другие. Например, в одесском банке «Пивденный».
«Это не банк, а мышеловка. Получил перевод в размере 50 000 (единственный перевод за месяц), моментально заблокировали счет и пригласили в отделение. В отделении задали тысячу вопросов о контрагентах, источнике происхождении средств и вопросы, касаемые моей личной жизни. Жду расторжение со стороны банка с грабежом на 30% от суммы», — написал в своей жалобе Константин Бортников.
Также он сообщил, что обращался на этот счет в Нацбанк, где ему отказались помогать, заявив, что банки имеют право взымать именно такую комиссию. А НБУ не может это запретить, поскольку банк действует в рамках действующего законодательства.
Клиенты банков называют взыскание 20-30% сумм счета по-разному: кто-то штрафом, кто-то комиссией, а кто-то еще проще и понятнее — «грабежом».
Однако НБУ вчера вечером опубликовал заявление, что украинские банки не взимают с людей штрафы за нарушение финансового мониторинга. НБУ заявил, что это якобы фейк.
«В медиа и телеграм-каналах распространяется недостоверная информация о том, что банки якобы начали штрафовать своих клиентов за нарушения по вопросам финансового мониторинга и взимают в свою пользу 20% от суммы средств, хранящихся клиентами на их банковских счетах. Национальный банк отмечает, что такое утверждение не соответствует действительности!», — утверждает НБУ.
Нацбанковцы назвали такие взыскания незаконными, и зацепились именно за слово «штраф». Углубляться в проблему или что-то объяснять детальнее в НБУ не стали.
Так что в итоге непонятно: незаконны только штрафы за финмониторинг или комиссии за финмониторинг тоже. Людям, конечно, безразлично, какими именно словами банкиры будут называть свои стяжательства по 20-30% суммы, но это могло бы заинтересовать юристов, если бы кто-то наконец решил по этому поводу судиться с банками или Нацбанком за бездействия по части защиты прав потребителей финансовых услуг.
Комиссии за выдачу/перечисление средств при принудительном закрытии счета после нарушения правил финансового мониторинга официально прописаны в договорах некоторых банков. В том числе Абанка и Банка Пивденный, на который жалуются люди. У обоих банков размер комиссии составляет 30%, и это указано в документах на официальных сайтах структур.
СМИ уже распространяют эту информацию и запрашивают позицию Нацбанка на этот счет. Но как отреагирует НБУ — пока непонятно, хотя именно от него зависит, оставят ли банки огромные взыскания с людей при выдаче средств после нарушений финмониторинга.
Добавим, НБУ усиливает надзор за финансовым рынком.