Украинские плательщики не будут платить штрафы и пени за нарушения налогового законодательства. Финансовое наказание останется только для тех, кто умышленно уклоняется от платежей в бюджет.
Об этом пишет UBR.
Сейчас плательщик платит штраф за несвоевременную уплату налога независимо от того, виноват он в нарушении, или это произошло из-за невозможности выполнить норму закона или плательщик не осознавал факта своего нарушения. Например, налоговая милиция изъяла серверы, и компания не смогла вовремя подготовить и сдать отчетность. Поэтому Минфин предлагает ввести принцип виновной ответственности плательщиков в противовес существующему наказанию без вины. То есть наказывать за неуплату налога можно будет только в случае, когда есть прямая вина плательщика. Однако из этого правила есть исключения. Штраф придется заплатить в любом случае за неподачу/несвоевременную подачу отчетности, заявлений и других документов о постановке на учет, открытия/закрытия банковского счета, а для физлиц-предпринимателей — за неподачу информации, которая содержится в госреестре ФЛП. И что самое важное: нарушение сроков регистрации налоговых накладных (п.119.3 НК) также будет караться независимо от того, почему плательщик не смог сделать это вовремя.
Размер штрафа также зависит от наличия умысла в неуплате налогового обязательства. Например, неуплата/несвоевременная оплата налога, неправомерное завышение суммы бюджетного возмещения наказывается штрафом в размере 10% от суммы неуплаченного налогового обязательства. Если же эти деяния совершены умышленно — размер штрафа возрастает до 25%.
Согласно законопроекту Минфина, нарушения совершены умышленно, если налоговая докажет, что плательщик искусственно, целенаправленно создал условия, у которых нет другой цели, кроме как неисполнение или ненадлежащее исполнение требований закона.
Случаи, когда вина с плательщика сразу снимается, предлагается перечислить в новом пункте ст.112 НК (п.112.8). Среди них, например, значатся случаи, когда лицо действовало в соответствии с индивидуальной или обобщающей налоговой консультацией, либо выводом Верховного Суда о применении нормы права.
Точно так же плательщик не будет отвечать за нарушения, произошедшие по вине банков, почтовых операторов, сбоев в работе электронного кабинета налогоплательщика. А также, если есть переплаты в бюджет по другим налогам, которые равны или больше суммы неуплаченного налога.
Смягчающими вину обстоятельствами могут быть совершение нарушения под влиянием угроз или принуждения, в том числе из-за материальной или служебной зависимости. А также совпадение тяжелых личных или семейных обстоятельств. Либо, когда плательщик сам сообщил о нарушении (кроме случаев, когда сумму к уплате определяют налоговики).
При этом налоговики могут признать смягчающими и другие обстоятельства, не предусмотренные этим пунктом.
Плательщик будет считаться виноватым, если окажется, что он имел возможность соблюсти правила и нормы, но не принял для этого всех мер. Поэтому при проведении проверки налоговики смогут дополнительно поинтересоваться другими документами, которые не относятся к предмету проверки, но могут свидетельствовать о должной осмотрительности плательщика.
Доказательством того, что налогоплательщик действовал с разумной осмотрительностью может быть истребование всех учредительных документов контрагента, его проверка в открытых базах данных, проверка реальности юридического адреса и т.д.
Законопроект расписывает механизм возмещения государством вреда за неправомерные решения. Достаточно установить факт вреда и причинно-следственную связь между деянием государства и причиненными убытками.
Если лицо, чьи права нарушены, не может полностью доказать понесенную сумму ущерба, ему будет выплачена фиксированная сумма в размере минимальной зарплаты (сейчас 3200 грн).
Вместе с тем в законопроекте появился перечень затрат, которые могут считаться убытками:
стоимость потерянного, поврежденного или уничтоженного имущества плательщика; />
дополнительные расходы: штрафы, уплаченные контрагентам, стоимость дополнительных работ, услуг и прочее;
расходы, связанные с административным и судебным обжалованием (не более 50 размеров минзарплаты или 160 тыс. грн).
Напомним, ранее в ГФС предложили отменить упрощенную систему налогообложения.