«Правительство-зомби» или в лучшем случае — «правительство вертепов». Так мировые СМИ характеризуют новое правительство Польши, намекая, что оно неизбежно уйдет в отставку еще до Рождества. Для Украины смена власти в Польше имеет большое значение, поскольку каждый день блокировки поляками украинско-польской границы наносит урон по меньшей мере на десятки миллионов евро. И с каждым днем цена растет, пишет Европейская правда.
Предыдущее правительство, во главе которого был Матеуш Моравецкий, фактически не замечало эту проблему. Только в конце каденции там направили Украине предложения, однако не гарантировали разблокировку границы.
Скорее всего, аналогичный курс будет внедрять и новое правительство, во главе которого будет стоять Матеуш Моравецкий.
А это значит, что перемен на границе следует ожидать не раньше середины декабря.
Новое правительство Польши во главе с М.Моравецким проработает всего две недели, ведь шансов получить вотум доверия в Сейме у него почти нет. По крайней мере первую попытку провести обсуждение правительственной программы, проведенную на прошлой неделе Моравецким, проигнорировали все оппозиционные партии, пишет издание.
ЕП подчеркивает: в партии власти ПиС тщательно тянут время, откладывая приход к власти нынешней оппозиции.
Именно поэтому возможно, что новое правительство использует все время, которое ему выделила конституция (то есть еще две недели) на консультации с депутатами. Как уже заявил правительственный представитель Пьотр Мюллер, голосование за вотум доверия новому правительству, вероятно, состоится 11 декабря – также в последний день, когда это должно быть сделано в соответствии с законодательными требованиями.
«Скорее всего, это будет в пределах последнего двухнедельного срока, вытекающего из конституции, и именно тогда премьер-министр представит речь – то есть в понедельник через две недели», – заявил он.
Несмотря на то, что такую стратегию плохо воспринимают в польском обществе, дополнительные недели пребывания у власти крайне нужны ПиС. И речь не только о закрытии всех дел и «подчистке» документов, чтобы осложнить уголовное преследование, которое обещает провести оппозиция.
В «Праве и справедливости» стремятся создать новый миф, на базе которого будут выстраиваться следующие избирательные кампании.
Миф о правительстве, открытом к диалогу с оппозицией (Моравецкий объявил, что программа действий нового правительства учитывает предвыборные обещания всех оппозиционных партий, включая даже левых), который до последнего пытался найти компромисс с оппонентами, но получил «ножа в спину» от депутатов , отправивших его в отставку.
Хуже всего в этой ситуации, что Украина является стороной, которая больше всего страдает от затягивания смены власти в Польше.
Блокировка границы Украины польскими перевозчиками
Блокада пунктов пересечения границы с Украиной длится уже четвертую неделю. И если сначала были заблокированы только три пункта пропуска, то с прошлой недели к ним добавился еще один – «Медика–Шегини».
Польская полиция фиксирует многочисленные факты нарушения организаторами блокады своих обязательств. В частности, фиксируются случаи блокирования проезда грузовиков с гуманитарной помощью, а также грузами для ВСУ. Ранее такие факты заявляли в украинском правительстве, однако его обращение в Варшаве оставляли без реакции.
Также местные власти, за небольшими исключениями, не реагируют на обращение полиции отозвать разрешение на проведение акции из-за ее общественной опасности. Доходит до того, что, как свидетельствуют сами блокировщики, полиция иногда помогает украинским грузовикам объехать заблокированные участки автодорог.
Впрочем, такая помощь не способна решить проблему в целом – блокада границы уже повлияла на внутренний украинский рынок, в частности, подняв цены (на импортные товары — ред.). Ситуацию спасают только запасы топлива, которое трейдеры должны хранить в стране.
Однако если блокада продлится до января следующего года, как обещают ее организаторы, запасы иссякнут, что приведет к стремительному росту цен в украинских магазинах.
До этого казалось, что предыдущее польское правительство пытается избежать вмешательства в конфликт на границе. А в последние дни своей работы правительство направило письмо украинской стороне с предложениями выполнить одно из требований протестующих – с просьбой отменить обязательную регистрацию в системе «еЧерга» транспортных средств, которые возвращаются из Украины в ЕС, однако без гарантий снятия блокады.
Теперь польское Министерство инфраструктуры возглавил Альвин Гаджадгур, ранее занимавший должность главного инспектора автотранспорта.
Теоретически новый министр может приступить к решению проблем на границе, однако вероятность такого сценария не кажется высокой.
Дело в том, что за блокировкой украинской границы стоит ультраправая партия «Конфедерация», рассчитывающая забрать немалую часть электората ПиС после ее ухода в оппозицию. Именно поэтому хотя некоторые высокопоставленные партийцы ПиС и критикуют эту блокаду, намекая на возможные связи ее организаторов с РФ, в правительстве предпочитают передать эту проблему своим преемникам.
Какое влияние на экономику Украины окажет правительство Туска
Польские СМИ уже обнародовали почти окончательный список членов правительства Дональда Туска.
Для Украины важно в нем то, что должность министра обороны и вице-премьера получит лидер Польской крестьянской партии (ПСП) Владислав Косиняк-Камиш.
Внешнеполитический блок остается за Туском, ведь на должность министра иностранных дел возвращается Радослав Сикорский. На другой пост из внешнеполитического блока – министра по делам ЕС – должен быть назначен лидер партии Nowoczesna Адам Шлапка.
Для Украины также важно то, кто занимает должность министра сельского хозяйства – это важно в контексте нерешенного вопроса с экспортом агропродукции. Возглавит это министерство Чеслав Секерский из ПСП.
Также представителем «крестьян» должен стать и будущий министр инфраструктуры – на этот пост отправляют Дариуша Климчака.
Выходит, что из четырех важных для Украины позиций в будущем правительстве Польши три займут представители ПСП – правоконсервативной партии, которая поддерживает Украину, однако настаивает на защите национальных интересов.
Это важно, ведь в 2024 году в Польше пройдут местные выборы и выборы в Европарламент. И на них основными конкурентами Польской крестьянской партии будут как раз другие правые политсилы: ПиС и Конфедерация.
В такой ситуации можно предположить, что представители Крестьянской партии будут настаивать на разрешении споров с Украиной путем компромиссов.
В этом контексте показательно предложение, озвученное Польской ассоциацией работодателей транспорта и логистики (заметим, что она не поддерживает блокаду границы, хотя и заявляет об убытках отрасли от конкуренции с украинскими перевозчиками). Там предлагают законодательно заставить польских экспортеров и импортеров при торговле с Украиной отдавать минимум 50% грузов национальным перевозчикам.
Ключевая проблема этого предложения – оно противоречит принципу открытого рынка, на котором базируется Соглашение об Ассоциации Украины и ЕС.
В этой ситуации показательно то, что сам Дональд Туск до сих пор никак не комментировал блокаду границы и не обещал ее разблокировать.
Так что с большой вероятностью еще до конца года эта проблема будет решена (поскольку никто не заинтересован давать лишние электоральные баллы «Конфедерации»), однако, скорее всего, это потребует и уступок от Киева.
Как сообщалось, 6 ноября польские перевозчики заблокировали на границе Украины и Польши ПП «Ягодин» и еще два пункта пропуска.
21 ноября украинские перевозчики начали акцию протеста на границе, а также к таким мерам прибегли словацкие перевозчики.
23 ноября в Польше в направлении ПП «Шегини» началось блокирование движения грузовиков.
Из-за блокировки границы на украинских АЗС подорожал автогаз, не некоторых автозаправочных станциях автогаза уже нет.
29 ноября министр инфраструктуры Польши Алвин Гаджадхур встретился с перевозчиками, участвующими в блокаде польско-украинской границы.
После этого премьер-министр М.Моравецкий заявил, что Польша будет просить восстановить разрешительную систему для украинских перевозчиков.