Богданович и Кондратовская сыграли сына и мать в спектакле о странностях родительской любви

В столичном Доме офицеров состоялась премьера спектакля «Обещание на рассвете» по произведению Ромена Гари.
Представление создавалось трудно. Режиссер Ирина Зильберман планировала его как бенефис Ады Роговцевой. Но во время репетиционного периода у Ады Николаевны заболел сын, и подготовку пришлось приостановить.
А когда Костя Степанков умер, то стало понятно, что актрисе невозможно существовать на сцене в роли матери, до сумасшествия обожающей своего сына.
Ведь диалоги будут вызывать в памяти образ не героя пьесы, а своего ребенка. И тогда на помощь пришла актриса театра имени Леси Украинки Надежда Кондратовская. Она быстро влилась в уже практически готовый спектакль и составила достойное партнерство франковцу Алексею Богдановичу в роли ее сына.
Книгу Гари адаптировала для сцены драматург Неда Нежданова. Тема отношений матери и ее единственного сына близка практически каждому зрителю. Спектакль охватывает огромный период жизни героев. Писатель вспоминает, каким было его детство, как мать жертвовала собой ради его благополучия и внушала ему честолюбивые планы. Ее отношению к сыну можно вместить в одной фразе: хочешь иметь идеального мужчину – роди его.
Но из-за этого не складываются отношения женщины с потенциальными женихами, не реализуется ее собственный потенциал актрисы. Она попросту растворяется в своем ребенке, живет его интересами и уверена, что он реализует все ее честолюбивые устремления. Она – его дух, он — ее орудие в покорении вершин успеха.
Актеры разыгрывают эти отношения мастерски. Алексей Богданович произносит текст роли не столько с любовью, сколько с иронией. Ведь весь сюжет спектакля передается как воспоминания героя о своей сумасшедшей матери. И теперь зрелый мужчина с высоты возраста и прожитых лет может оценить и материнский подвиг, и ее маниакальные поступки. Чего только стоит приказ матери убить Гитлера для спасения Европы, чтобы ее сын обрел славу в веках! Надежда Кондратовская тоже педалирует странности своей героини, замешанные на ее безумной любви. Но это не мешает актерам создать слаженный дуэт, где каждый ведет свою партию, заставляющую зал сопереживать, понимать и оправдывать этих персонажей. Ведь по сути, таким отношением к своему сыну мать его калечит: завышает его самооценку, внушает ему ощущение своей избранности и уникальности. Но этого после ее смерти уже не сможет дать ни одна другая женщина. А парень поневоле подсел на иглу жертвенной любви и только ее ищет для создания семьи. Но, увы, вторую мать ему уже не найти. В итоге автор романа Гари застрелился от безысходности одиночества. А вот спектакль Ирины Зильберман заставил зрителей плакать и звонить своим мамам.

Читайте также по теме