Количество украинцев, которые планируют рождественский и новогодний шопинг, выросло за год до 75% с 65%, несмотря на четвертый год полномасштабной войны, свидетельствуют данные исследования Deloitte Ukraine «Праздничный шопинг 2025», предоставленные пресс-службой компании.
«В этом году мы видим, что подготовка к праздникам становится более взвешенной и предусмотрительной: украинцы планируют покупки раньше, осторожнее подходят к расходам и чаще выбирают то, что имеет личное значение для них и их близких. Для 51% опрошенных процесс подготовки подарков остается приятным ритуалом, а не стрессом. Такие привычные заботы помогают нам сегодня поддерживать себя и тех, кто рядом», — отмечает лидер направления ритейла и оптовой дистрибуции Deloitte Ukraine Александр Ямпольский.
Однако, согласно результатам исследования, все больше украинцев также выбирают домашний формат празднования — 68% против 54% в 2024 году. Все больше украинцев начинают праздничный шопинг заблаговременно: 18% — еще до декабря, тогда как основной период покупок приходится на 1-24 декабря (62%).
Уже четвертый год подряд украинцы не увеличивают расходы: 46% готовы выделить на шопинг не более четверти месячного дохода, а 54% планируют уложиться в 1-5 тыс. грн, а праздничные покупки сосредотачивают вокруг семьи (88%) и друзей (40%). В то же время молодежь чаще отходит от традиционного сценария: 49% покупают подарки для себя.
Чаще всего украинцы делают праздничные покупки в крупных и средних сетях супермаркетов (43%), онлайн-магазины стабильно занимают второе место (27%), а косметические магазины (21%) остаются популярными благодаря спросу на подарки «для себя и близких».
Самые популярные инструменты для выбора подарков — вишлисты (46%), сервисы сравнения цен (54%) и онлайн-отзывы (50%). Рекомендации инфлюенсеров играют значительно меньшую роль — на них ориентируются лишь 9-10% опрошенных. И лишь 10% респондентов считают, что наличие ИИ-ассистента на онлайн-платформах ритейлеров облегчило бы подбор праздничных подарков.
Подчеркивается, что покупателей больше всего расстраивает отсутствие товаров в наличии (27%), чрезмерная реклама (22%), а также неудобные фильтры поиска (14%).
Вместе с тем, 64% украинцев планируют направить часть праздничного бюджета на благотворительность, и 8 из 10 поддерживают прежде всего украинских защитников на передовой.
«Праздничные привычки украинцев отражают не только потребительские тренды, но и более глубокие внутренние изменения. То, как люди дарят, празднуют и ищут радость, сегодня является важной частью их эмоциональной устойчивости. Даже во время войны украинцы остаются сообществом, которое помогает, делится и создает атмосферу праздника друг для друга», — подытожил Ямпольский.
Исследование проводилось с помощью многоступенчатой стратифицированной выборки, которая представляет население Украины по полу, возрасту, размеру населенного пункта и виду занятости. Сбор данных осуществлялся путем онлайн-опроса по квотированной выборке, соответствующей социально-демографическому портрету населения Украины. Всего в опросе приняли участие более 1 тыс. респондентов.