В ожидании очередных выборов главы Приднестровья официальный Тирасполь впервые с момента провозглашения независимости Приднестровской Молдавской республіки столкнулся с целым рядом внутренних проблем. Проблем, которые практически в одночасье раскололи местный политикум и нанесли существенный удар по репутации непризнанной республики далеко за ее пределами. Похоже, решать вопросы, связанные с восстановлением регионального спокойствия, снова придется международным миротворцам, включая Украину и Россию.
В своих комментариях относительно сегодняшней обстановки в Приднестровье известный бухарестский блогер и путешественник Ион Попеску явно постарался абстрагироваться от сравнительно культурного румынского языка своего великого однофамильца, писателя и общественного деятеля Кристиана Тудора. Если Тудор Попеску, посетив в конце девяностых годов Тирасполь и Рыбницу, охарактеризовал проживающих там людей, как «исключительно открытых, доброжелательных и гостеприимных лиц», то Ион создал оным принципиально другую характеристику. «Запутавшиеся в междоусобицах собственных лидеров, приднестровцы сейчас явно не расположены к общению, — отметил пресловутый однофамилец Тудора на своей уже закрытой для публичного просмотра странице во Всемирной паутине. – У многих на устах один вопрос: «Что происходит?», подразумевающий целый ряд из него вытекающих: «Почему Россия не приветствует попытки действующего лидера ПМР Игоря Смирнова баллотироваться на новый срок?» и «Почему Украина в последнее время так стремится к самым широким контактам с Румынией?».
Оба Попеску — и блогер Ион, и писатель Кристиан Тудор — по-своему правы. «Открытые и доброжелательные» жители Приднестровья действительно в той или иной степени стали невольными жертвами борьбы за власть между президентом непризнанной ПМР Игорем Смирновым и его основным оппонентом – председателем парламента республики и по совместительству руководителем партии «Обновление» Анатолием Каминским.
Все произошло в середине октября нынешнего года, когда руководитель администрации президента Российской Федерации Сергей Нарышкин в официальном заявлении назвал желание Игоря Смирнова баллотироваться на следующий, пятый, срок президентства «ошибкой». Смирнов бессменно находится у власти в Приднестровье уже 20 лет, и, возможно, именно сейчас наступило время, если так можно выразиться, изменить «общую атмосферу», подчеркнул Нарышкин. И как бы, между прочим, добавил буквально следующее: «Игорь Смирнов применяет существующие ресурсы, чтобы ограничить (возможности, – Д.Б.) основных кандидатов, в том числе лидера партии «Обновление» Каминского».
Но и это еще не все. В Кремле весьма недвусмысленно дали понять, что действующий президент ПМР злоупотребляет служебным положением и явно он — прямо или косвенно — причастен к возникшему «глубокому экономическому кризису в регионе». «Образовалась огромная разница между положением обездоленного населения и группой приближенных к Смирнову лиц…Смирнову необходимо оставить дорогу для новых лидеров», — отмечено в заявлении Администрации российского президента. И, наконец, еще две главные новости, прозвучавшие для команды Смирнова, до недавнего времени выступавшего за полномасштабный экономический и политический союз с Россией, словно приговор.
На днях главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко выступил с предложением запретить ввоз из Приднестровья самой известной региональной марки коньяка – одной из главных статей экспорта Тирасполя. В свойственной ему манере Геннадий Григорьевич подчеркнул, что российские специалисты имеют серьезные претензии к качеству приднестровского алкоголя.
А представитель Следственного комитета России Владимир Маркин официально заявил о том, что сын президента Приднестровья вполне может стать фигурантом в громком деле о хищении выделенных Москвой Тирасполю в качестве гуманитарной помощи 160 миллионов рублей. По некоторым данным, Олег Смирнов, имеющий гражданство РФ, и заместитель председателя Приднестровского республиканского банка Олег Бризицкий имеют прямое отношение к пропаже денег, предназначавшихся для выплат надбавок пенсионерам и развития сельскохозяйственного сектора ПМР.
«Здесь можно сказать одно: Россия вольно или невольно оказала поддержку кандидату в приднестровские президенты Анатолию Каминскому, — сказал в интервью корреспонденту агентства «ГолосUA” представитель региональной общественной наблюдательной группы при ЕС Аурэл Мирон. – Уже 11 декабря нынешнего года местным избирателям придется, ощущая на себе большие перегрузки большой политики, сделать выбор в пользу того кандидата, кто в хоть какой-то мере сможет улучшить сложившуюся в обществе ситуацию». По мнению собеседника агентства, сложившийся в приднестровском обществе статус кво напоминает сцену из театра абсурда, когда «главные лица и исполнители обещают зрителям практически одно и то же, играя при этом принципиально разные роли».
Отчасти это так. Все участники приднестровской предвыборной гонки в своих программах провозглашают уже несколько «заезженные» лозунги о «гордости Приднестровья», «сохранении автономии ПМР» и «сближении Тирасполя со всеми цивилизованными силами» — от Евросоюза до России. Так уж получилось, что главная борьба за почти 400-тысячный электорат Приднестровья развернется не только между Смирновым-старшим и либералом Каминским, но и четырьмя другими политиками, включая председателя Коммунистической партии ПМР Олега Хоржана и экс-спикера Верховного Совета Приднестровья Евгения Шевчука. Их программы можно охарактеризовать одним словосочетанием: «Жить в мире с Молдавией, Румынией, Россией и Украиной».
Украине, похоже, отведена особая роль. Выступая наряду с Россией в качестве миротворца при урегулировании конфликта в ПМР, официальный Киев нередко делал Тирасполю «медвежьи услуги», как, например, блокирование железнодорожного сообщения с непризнанным государством и введение экономических санкций и без того задыхающейся в изоляции левобережной части бывшей Молдавской ССР. И вот ведь как получилось – сегодня и Киев, и Москва уверенными темпами налаживают взаимоотношения с Румынией. В частности, заместитель главы МИД РФ Сергей Губарев доложил о готовности Кремля «перезагрузить» контакты двух государств по «приднестровскому вопросу.
В свою очередь румынский министр иностранных дел Теодор Баконски счел это «удобным случаем» для проведения новых переговоров о дружбе и сотрудничестве между Москвой и Бухарестом. В свою очередь, президент Румынии Траян Бэсеску призвал правительство Украины «еще раз пересмотреть ситуацию в Приднестровье» и не поддаваться на «призывы отдельных политиков изменить геополитическую ситуацию в нестабильном регионе». По всей видимости, речь идет о ставшем уже частью новейшей истории заявлении Игоря Смирнова в интервью одному из киевских изданий о том, что «исторически ПМР является частью Украины». Кстати, многие жители Приднестровья действительно имеют на руках паспорта украинских граждан, а целый ряд представителей трудоспособного населения республики работают в соседней Одесской области.
«В обстановке предвыборной эйфории рядовому приднестровцу наверняка будет тяжело проголосовать за «единственно правильного кандидата», — пишет в своем виртуальном дневнике Ион Попеску. И в этом своем убеждении блогер прав: слишком уж большие политические перегрузки испытывает на себе «открытое и доброжелательное» население некогда одного из самых процветающих районов бывшего Советского Союза.