Во время маневра «поворот направо» за рулем автомобиля свыше 50% водителей не видят пешеходов и тех, кто на велосипеде.
Об этом исследователи сообщили на конференции Канадской ассоциации профессионалов в области дорожного движения, которая проходила в июне в городе Виктория.
Над изучением вопроса работали специалисты из Торонтского университета, которые отслеживали движение глаз водителей на оживленных перекрестках.
Чтобы зафиксировать движение глаз водителей, на них надевали специальное устройство – айтрекер.
По данным Департамента общественного здравоохранения Торонто в период 2008—2012 годов 69 процентов столкновений на дороге с уязвимыми участниками дорожного движения происходили на перекрестках и большинство из них случались, когда автомобиль поворачивал. Чтобы выяснить причину такого постоянства, инженеры с Факультета прикладной науки и техники под руководством Бирсен Донмез (Birsen Donmez) провели пригороде Торонто исследование с участием 17 водителей.
У испытуемых в возрасте 35-54 лет было более трех лет водительского стажа. Суть экспертимента заключалась в следующем: их просили сесть за руль и, во время движения сделать правый поворот с боковой улицы на главную дорогу и наоборот.
Исследователи выделили четыре основных категории движений: на ветровое стекло, в правое и левое окно и зеркало, и назад.
В результате выяснилось, что при правом повороте на главную дорогу с второстепенной больше половины водителей (10 из 17) не обращали внимания на пешеходов или велосипедистов. В основном они смотрели налево и вперед. При повороте на боковую дорогу ситуация была лучше, невнимательными оказались только трое из 17 водителей. Большинство из них смотрели направо, так как справа по главной дороге проходила велосипедная дорожка.
Исследователи склонны винить не столько невнимательность водителей, сколько дорожную инфраструктуру. «Я думаю, это проблема инфраструктуры, а не обучения, — говорит Вирсен Донмез. — Если вы посмотрите на велодорожки в городе, они появляются здесь, исчезают там. Чем более непредсказуемы правила дорожного движения, тем более спорными они становятся».