Большинство сетей автозаправочных станций в Украине, управляемых отечественным бизнесом, скрывают прибыли, работают с «черным» кэшем и, соответственно, не платят положенные налоги.
Об этом сообщил директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн на основании анализа налогов, которые платили украинские заправочные сети во 2 квартале 2023 года, рыночные индикаторы, а также отчетность лидеров этого рынка.
По словам директора «А-95», он проанализировал крупнейших продавцов, на которых приходится 80% продаж через АЗС, пишет ЭП.
«Все рыночные индикаторы свидетельствовали о рекордной рентабельности. Если между оптом и розницей в 2021 году было до 4 грн/л, то последние два года — не менее 8 грн, а зачастую и больше. Следовательно, наценка выросла существенно, то есть и налогов должно быть существенно больше», — отметил он.
Однако, за исключением представительств иностранных компаний и двух сетей, управляемых отечественным бизнесом, в абсолютном большинстве сетей налоговая нагрузка осталась без изменений.
Так, ОККО, Socar, Shell, AMIC, U.GO (НАК) — лидеры рейтинга, показали существенный рост уплаты налогов — в полтора-два раза до 2021 года.
«Три из пяти лидеров — представительства иностранных компаний. То есть иностранцы относятся к бюджету и интересам Украины с большим уважением и ответственностью, чем украинский бизнес», — подчеркнул Куюн.
Например, ОККО с долей рынка 22% заплатила 50% общих выплат налогов на рынке и 82% налога на прибыль.
Вместе с WOG эти две сети АЗС, на которые приходит 750 станций, сформировали 90% налога на прибыль предприятий за квартал.
«Итак, остальные — более 6000 АЗС — разделили между собой 10% прибыли этого рынка. Кроме двух сетей все голые и босые», — резюмировал Куюн.
По его словам, многолетним антилидером налогового рейтинга является сеть АЗС Avantage 7.
«По результатам 2 квартала превзошли сами себя! Государство еще оказалось виновато этим бизнесменам и бизнесвуменам. 44 копейки на каждом литре! При этом компания открыла за последний год несколько новых объектов, строит два огромных заправочных комплекса под Житомиром, а это минимум 3 млн долларов», — отметил Куюн.
Он также обратил внимание на рейтинг зарплат, которые рассчитал, исходя из суммы налога на доходы физических лиц и количество работников.
«Как человек может прожить, получая на руки на 10 тыс. грн в месяц? А на 4,5?» Тем не менее, именно столько зарабатывают работники большинства сетей АЗС, если верить официальным отчетам их работодателей», — подчеркнул он.
«Но отчетность рыночных лидеров показывает, что на самом деле зарплата намного выше. И это понятно, потому что на официальную «минималку» никто не пойдет работать. Значит, есть доплаты кэшем. Представьте, какие мешки с кэшем надо, чтобы доплатить тысячи гривен тысячам работников АЗС», — добавил он.
В то же время, по словам Куюна, на рынке есть объективные проблемы, которые действительно не дают бизнесу нормально работать и показывать нормальные результаты.
В частности это:
Нелегальное топливо, которое производится на мини-НПЗ.
«Фантастический рост» доходности внутренних «производителей» из-за изменения логистики поставок нефтепродуктов и большие премии зарубежных поставщиков.
«В сентябре цены на бензин в Avantage 7 и БРСМ ниже себестоимости импортного продукта, привезенного на АЗС. Другие сети, особенно с небольшими продажами, вынуждены думать, как с этим конкурировать, поскольку быть «белым» означает продавать гораздо дороже, а значит остаться без клиентов и со временем просто уйти с рынка. Но вариантов уменьшения себестоимости топлива немного, а точнее один — тоже начинать химичить с налогами. Это воронка, которая в конце концов затянет в себя весь рынок, если ничего не делать», — отметил эксперт.
Возвращение старых налогов с 1 июля.
«Не платили даже низкие налоги, а повышенные не будут платить и подавно», — подчеркнул Куюн.
Несистемная работа налоговой.
«Среди позитива — они научились собирать оперативную информацию. Теперь надо научиться ею пользоваться. Общение с трейдерами свидетельствует, что диалог с налоговиками есть и он достаточно плотный. Но на сегодня работа сводится к старой практике адресных «рекомендаций» и «планов», системности нет и приведенная статистика об этом очень ярко свидетельствует», — подчеркнул эксперт.
Добавим, на украинских АЗС продолжает дорожать бензин.