Российский писатель Григорий Чхартишвили, прославившийся под именем Бориса Акунина, признался, что в последние четыре года его произведения выходили под псевдонимами Анны Борисовой и Анатолия Брусникина. Эти романы издавались в рамках проекта "Авторы" издательства "АСТ". />
"Эксперимент, которым я развлекался четыре с половиной года, окончен, — написал Чхартишвили в своем блоге в ЖЖ. — Пора подводить итоги. В советские времена для публикации подобных материалов существовала рубрика "Теперь об этом можно рассказать".
Литератор признался, что в какой-то момент ему захотелось писать беллетристику "не по-акунински", "вообразить, что я — это не я, а какой-то немного другой или даже совсем другой автор". Однако маска автора детективов об Эрасте Фандорине настолько плотно приросла к Чхартишвили, что писатель побоялся возможности обмануть ожидания читателя и решил выпустить новые произведения не под привычным широкой аудитории псевдонимом, а под именами никому неизвестных авторов.
"Так возник проект "Авторы" — два виртуальных писателя, не вписывающихся в границы акунинского мира, — рассказал Чхартишвили. — Издательства по контракту обязывались хранить имя истинного автора в тайне".
Пожелание писателя, впрочем, не исполнилось. Почти сразу пошла утечка информации, и вскоре литературные круги наполнились слухами о том, что под псевдонимами Борисовой и Брусникина пишет именно Акунин. В частности, первый роман Брусникина "Девятный Спас", вышедший в издательстве "АСТ" в 2008 г., сопровождался широкой рекламной кампанией, что дало повод инсайдерам помышлять, что за этим псевдонимом скрывается маститый автор.
Однако сама затея вполне удалась. Первым делом Чхартишвили детально продумал образ Анны Борисовой. "Я представил себе образованную даму, которая вошла в возраст свободы, когда дети уже подросли, ум созрел, характер сформировался, — рассказал писатель. — У нее обеспеченный муж, то есть дама не обременена заботами о пропитании. Она берется за перо частично от скуки (как японские фрейлины эпохи Хэйан), а частично из-за того, что ей хочется поделиться с миром своими чувствами и мыслями, копившимися в течение долгих лет".
По признанию Акунина, он не ставил перед собой задачу добиться большого рыночного успеха, но хотел попробовать силы в беллетристике, которая "близко подходит к рубежу серьезной литературы". "Считайте, что я позавидовал Людмиле Улицкой", — улыбаясь, сказал писатель. И добавил, что ему было приятно увидеть лестный отзыв от Улицкой в адрес романа "Креативщик", вышедшего из-под пера его виртуального автора.
Помимо "Креативщика" под именем Борисовой на литературный свет появились еще два произведения — романы "Там…" и "Vremena goda". Что касается Анатолия Брусникина, то подробности его творческой карьеры Акунин пообещал раскрыть в следующем посте, отметив, что "там совсем другая история". В публикации, помимо прочего, содержится фотография некой женщины средних лет с подписью "У Анны Борисовой есть лицо". Впрочем, Акунин не уточнил, кто послужил моделью для виртуального образа и какое конкретное отношение эта женщина имеет к псевдониму Анны Борисовой.
Отметим, что издательство "АСТ" сорвало покров с литературной тайны одновременно с автором, разместив обложки романа "Беллона" с фамилией Акунин, стоящей над взятой в скобки фамилией Брусникин. На сайте издательства также сообщается, что "январь — время разоблачений" и в этом месяце будет раскрыта информация о трех самых популярных писателях из серии "Авторы". О причинах, ставших поводом для сокрытия подлинных имен, должны рассказать сами писатели, а вот в качестве одной из причин, побудивших издательство поучаствовать в этом проекте, признается демонстрация того, что неизвестные авторы также могут снискать популярность широкой читательской аудитории.
По материалам: жж писателя