Британское издание «The Economist “ считает, что парафирование Украины Соглашения об ассоциации с ЕС не повод рассчитывать на что-то особенное, тем более — на членство в Евросоюзе. Это всего лишь документ-каркас для дальнейшего развития двусторонних отношений, которые еженедельник сравнивает с бесплодной степью.
«На прошлой неделе в Брюсселе, столице европейских «важных» событий, прошла очередная встреча между дипломатами ЕС и Украины. 30-го марта они наконец-то «инициировали» Соглашение об ассоциации. Но это вовсе не значит, что они его подписали», — пишет «The Economist”.
О чем же тогда идет речь, удивляется издание. На дипломатическом языке «инициировать» обозначает технический акт по одобрению текста документа. Само Соглашение, состоящее из 1200 страниц, с трудом представляется сказкой на ночь. Однако оно будет определенным каркасом для дальнейшего развития отношений между Украиной и Европейским союзом. И обяжет нас частично утвердить европейскую законодательную базу (так называемую acquis communautaire), приведет к углублению торговых взаимосвязей.
«Никто не говорит о членстве Украины в ЕС. Соглашение — лишь определенная точка для дальнейшей евроинтеграции страны. По крайней мере, некоторые могут отметить тот факт, что с помощью Соглашения Украины сможет отдалиться от России и ее экспериментов по созданию «Евразийского» пространства», — утверждает еженедельник.
И все же, подчеркивает издание, так называемое «инициирование» является не более, чем пучком травы на бесплодной степи украинско-европейских отношений. Все планы по подписанию Соглашения об ассоциации рассыпались после того, как был вынесен обвинительный приговор экс-премьер-министру Юлии Тимошенко. ЕС до сих пор считает ее заключение политически мотивированным.
Некоторые представители украинской дипломатии, к примеру заместитель министра иностранных дел Павел Климкин, верят в то, что с технической и политической точки зрения вполне вероятно Соглашение будет подписано в течение года. Германия с ее скептическими нотками, похоже, так не считает, пишет «The Economist”. И, надо признать, Германия не единственная страна настроенная недружелюбно по отношению к Киеву . В прошлом месяце министры иностранных дел пяти стран ЕС опубликовали свое письмо на страницах американской газеты «International Herald Tribune». В нем они выражали свою обеспокоенность несовместимым с европейскими амбициями страны сворачиванием демократических процессов в Украине.
«Не часто увидишь, как глава МИД Британии Уильям Хаг, глава МИД Германии Гидо Вестервелле и глава МИД Польши Радек Сикорски собираются вместе и пишут письма», — отмечает «The Economist”.
Спустя две недели министр иностранных дел Украины Константин Грищенко опубликовал дипломатический ответ на страницах того же издания. Возможно, подчеркивает издание, наиболее показательным в этой ситуации является тот факт, что диалог между ЕС и Украиной происходит на страницах американской газеты.
«Возвращение европейцев к своим ценностям говорит о том, что Соглашение между ЕС и Украиной может быть подписано через годы и годы – особенно на фоне новых обвинений против Ю. Тимошенко», — предполагает еженедельник.
Более того, напоминает «The Economist”, у обеих сторон есть другие более важные занятия. Брюссель даже не соизволил провести пресс-конференцию, после того как Соглашение было парафировано. Одновременно украинские политики активно заняты политической кампанией перед началом парламентских выборов в октябре.
И, тем не менее, по словам Президент Януковича, европейская интеграция Украины остается приоритетом. К. Грищенко высказал примерно ту же самую точку зрения в своем мини-манифесто изданию «Зеркало недели», в котором он, напоминая Бисмарка, призвал к формированию нового прагматического подхода к европейской политике. Даже без членства в ЕС, по его словам, союз мог бы снабдить Украину определенной «инструкцией по созданию удобной для нас доктрины», то есть каркаса для домашних реформ.
«Обе стороны подвергаются своеобразному испытанию. Украина хочет, чтоб ЕС либерализировал визовый режим и стал более приветственными по отношению к украинцам. Брюссель же желает, чтобы парламентские выборы в стране прошли демократично. Однако ни у одной из сторон нет рычагов влияния друг на друга, как впрочем, и шанса на успех», — резюмирует «The Economist”.