Пункты Нацстратегии доходов Украины необходимо доработать при участии экспертов от украинского бизнеса. В противном случае бюджеты всех уровней ощутят недополучение налогов, поскольку принципы и текст Стратегии содержат неточности и погрешности.
Об этом сообщили в пресс-службе Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР).
В сообщении говорится, что Всеукраинская Аграрная Рада в составе Украинского Совета Бизнеса, в состав которого входит 112 бизнес-ассоциаций разных отраслей экономики, обращается к президенту Владимиру Зеленскому, премьер-министру Денису Шмыгалю и народным депутатам с просьбой пересмотреть ряд пунктов Национальной стратегии доходов (НСД) до 2030 года, в которой определено направление налоговых и таможенных реформ в Украине во время войны и после ее завершения.
В частности, ВАР выступает против предложения отмены упрощенной системы налогообложения для аграрного сектора. Считаем, что в текущих условиях такая инициатива приведет к уменьшению поступлений бюджетов всех уровней, а не увеличению, как это предусмотрено стратегией. С начала полномасштабного вторжения России в Украину аграрии не могут продавать большинство традиционных видов агропродукции выше себестоимости. Это следствие усложнения и удорожания логистических маршрутов Украины.
“Согласно данным Минагрополитики, сейчас производство большинства с/х культур абсолютно убыточно. В то же время аграрии продолжают платить фиксированный налог (как плата за упрощенный учет), а в случае с налогом на прибыль не уплатили бы ничего. В то же время в послевоенное время отмена упрощенной системы приведет к потере украинскими фермерами конкурентоспособности по сравнению с фермерами других стран, если они не получат аналогичные условия по дотациям как в странах ЕС (от 250 евро на гектар земель в обработке)”, — говорится в обращении.
Также члены Украинской Рады Бизнеса призывают пересмотреть ряд пунктов Стратегии, касающиеся налогообложения и работы контролирующих органов.
В частности:
-предоставление полномочий ГНСУ налагать арест на счета (имущество) и блокировать их до полного погашения налогового долга без решения суда. Такой подход несет значительные коррупционные риски и нарушает принцип презумпции невиновности. />
-внедрение прогрессивной шкалы ставок НДФЛ. Это предложение является контрпродуктивным, его реализация приведет к уменьшению стимулов к труду, усложнению администрирования налогов и нарушению принципа справедливости, увеличению «тени».
-усложнение условий для упрощенной системы налогообложения вместо упрощения общей системы налогообложения. Значительное количество субъектов хозяйствования, которое находится на упрощенной системе налогообложения, избрало этот путь именно для возможности простого ведения бизнеса и администрирования, поскольку для малого и микробизнеса сложность налогового законодательства и значительные риски общей системы налогообложения не соответствуют.
-сужение сферы применения упрощенной системы налогообложения (УСН) путем исключения юридических лиц, увеличения эффективных ставок налогов до уровня общего режима (19,5%) с усложнением процедур соблюдения налогового законодательства, учета и отчетности. Украина рискует потерять инновационные отрасли, которые выросли благодаря стимулам УСН.
-повышение акцизов на горючее. Будет способствовать росту логистических расходов всей экономики и существенному повышению цен для граждан и бизнеса.
-получение органами ГНСУ полного доступа к информации об объеме и обращении средств всех налогоплательщиков, в том числе и физических лиц, на их счетах в банках (без решения суда и уголовных производств). Противоречит практике ЕС, создает значительные коррупционные риски и приведет к нарушению конфиденциальности.
-отсутствие качественных индикаторов очередности реализации этапов НДС. Это усложнит мониторинг выполнения стратегии и оценку ее эффективности.
-концентрация усилий исключительно на повышении доходов бюджета без оценки потерь роста экономики.
“Сверхсложное и недружественное к бизнесу налоговое законодательство не способно обслуживать ослабленную войной экономику и способствовать быстрому экономическому восстановлению. Расширение дискреционных полномочий контролирующих органов, усложнение администрирования спровоцирует еще более агрессивную модель взаимодействия органов ГНСУ с налогоплательщиками”, — обратили внимание члены Украинской Рады Бизнеса.
В то же время Стратегия содержит ряд важных для реализации пунктов, которые представители бизнеса ожидают много лет. В частности, это минимизация коррупции, цифровизация и шаги, направленные на интеграцию национального законодательства с законодательством Евросоюза.
Украинская Рада Бизнеса призывает Кабинет министров и народных депутатов организовать обсуждение Национальной стратегии доходов, при участии экспертов и бизнес-ассоциаций, предоставить экономическое обоснование указанным в обращении пунктам Стратегии и учесть предложения украинского бизнеса.
По итогам обсуждений и расчетов Украинская Рада Бизнеса призывает пересмотреть Нацстратегию в ряде пунктов и принять Кабинетом министров обновленную качественную редакцию НСД.
Напомним, Кабмин принял Национальную стратегию доходов Украины, что ведет к изменению принципов налогообложения в государстве.
Добавим, эксперт сообщил, что все денежные поступления на банковские карты украинцев с 2025 года будут облагать налогом по ставке 19,5% .