Государство должно принять решение о создании на базе Чернобыльской АЭС компании по обращению с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), считает директор ЧАЭС Игорь Грамоткин. Об этом он заявил в интервью УНИАН.
По его словам, размещение на площадке станции производств, связанных с обращением с ядерными отходами, позволит ЧАЭС зарабатывать деньги на свое содержание и обеспечение безопасности, тем самым снизив нагрузку на государственный бюджет.
«Когда в 2000 году станцию закрывали, она не была к этому готова ни организационно, ни технически, ни финансово. Теперь того правительства, которое принимало это решение, уже нет, а новым правительствам, как снег на голову, валятся эти многомиллиардные затраты. И это продолжается уже 13 лет. Поэтому мы говорим сегодня о размещении на Чернобыльской площадке производств, которые позволили бы снизить нагрузку на бюджет, и это вопрос номер один», — отметил Игорь Грамоткин.
Он подчеркнул, что опыт специалистов станции позволяет разметить на площадке ЧАЭС любое производство, связанное с обращением с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
«Все, что связано с ядерными технологиями, может быть размещено здесь. Должно быть принято государственное решение о том, что ЧАЭС будет заниматься всем, что касается обращения с РАО и ОЯТ, в том числе – захоронением отходов, которые будут возвращаться к нам после переработки из России. Еще один вариант на перспективу – строительство на площадке реактора, который сможет «дожигать» отходы, вырабатывать электроэнергию и зарабатывать, тем самым, деньги. Такие технологии сегодня уже существуют», — заявил Игорь Грамоткин.
Он также отметил, что для качественного развития украинской ядерной отрасли государство должно выработать единый подход к ее работе.
«Россияне сегодня сделали рывок в ядерных технологиях. Им удалось это сделать благодаря жесткой централизации с одной стороны и внутренней конкуренции – с другой. У нас же есть две эксплуатирующие организации – НАЭК «Энергоатом», которая объединяет действующие АЭС, и Чернобыльская АЭС. Есть еще Управление по обращению с отходами, оно выделено и управляется Агентством по Зоне Отчуждения. Нет единого подхода, который бы объединял все этапы – от проектирования установки до снятия объекта с эксплуатации и обращения с РАО и ОЯТ, и до тех пор, пока государство его не сформирует, у нас будет присутствовать «местечковость» и узкокорпоративные интересы, которые будут мешать отрасли и государству», — подчеркнул директор Чернобыльской АЭС.