Сегодня ГолосUA поделится советами киноэкспертов о том, какие долгоиграющие сериалы, долгие франшизы можно посмотреть на карантине, иными словами, все то, что было некогда посмотреть без перерыва за два дня выходных, а всегда хотелось.
«Мстители»
Боевик 2019 года, США.
«Мстители: Финал». Боевик, фантастика, 16+. Режиссер: Энтони Руссо, Джо Руссо. В главных ролях: Роберт Дауни мл., Крис Эванс, Марк Руффало.
Киновселенная Marvel строится по сериальному типу: 23 фильма, постоянные персонажи, арки, растянутые на несколько лет. На карантине можно пересмотреть всю эту махину, как сериал, запойно. Если не хватит сил на все, пересмотрите как минимум «Финал» — самый длинный фильм франшизы.
«Гарри Поттер и узник Азкабана»
2004, Великобритания, США. Фэнтези, приключения, 12+. Режиссер: Альфонсо Куарон. В главных ролях: Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон.
Сага о юном волшебнике-сироте растянулась на 8 фильмов и 11 лет. За это время многие ее зрители успели повзрослеть раньше героев и переключиться на более взрослое кино. Если вы из них, самое время наверстать упущенное, тем более что над поттерианой работали действительно великие режиссеры. Особо рекомендуетспосмотреть мрачного «Узника Азкабана» — Альфонсо Куарон сделал чуть ли не лучший фильм франшизы (в нем Хогвартс тоже почти закрывают на карантин).
«Форсаж 7»
2015, США. Боевик, триллер, 16+. Режиссер: Джеймс Ван. В главных ролях: Вин Дизель, Пол Уокер, Джейсон Стэйтем.
Доминик Торетто тоже на карантине: премьеру девятого «Форсажа» перенесли на год. Смешные боевики, откровенно плюющие на здравый смысл и все законы физики, — то, что доктор прописал. Отдельно рекомендуетсяпосмотреть «Форсаж 7», последний фильм серии, в котором задействован Пол Уокер. Довольно трогательная сцена прощания с его персонажем придает человеческое измерение довольно механической в остальном вселенной «Форсажей». Сам Вин Дизель считает этот эпизод одним из величайших в истории кино.
«Смешарики»
2003 – 2012, Россия. Мультфильм, детский. Режиссер: Денис Чернов, Илья Максимов, Джангир Сулейманов. В главных ролях: Вадим Бочанов, Михаил Черняк, Игорь Дмитриев.
Сверхпопулярный мультсериал давно оброс спин-оффами, полнометражками и 3D-сиквелом, но лучшие эпизоды были сделаны именно в 2D. Долгожданное продолжение ожидается в конце этого или начале следующего года. Если карантин запер вас дома с детьми, пересмотрите классику. Те же, кто никогда «Смешариков» не смотрел, будут приятно изумлены: простой на вид мультфильм так богат на сложные культурные аллюзии и философские концепции, рассказанные понятным языком мультзверят, что местами уделывает «Симпсонов».
«Бондиана»
«Умри, но не сейчас», 2002, Великобритания, США. Боевик, триллер. Режиссер: Ли Тамахори. В главных ролях: Пирс Броснан, Холли Берри, Тоби Стивенс.
Время умирать еще не пришло — последний фильм с Бондом-Крэйгом тоже перенесли из-за коронавируса. Зато можно подробно ознакомиться с полной историей похождений агента 007. Особенно рекомендуется посмотреть «Лунного гонщика» (Роджер Мур отправляется в космос), «Умри, но не сейчас» (Пирс Броснан за рулем невидимой машины) и «Живешь только дважды» (Шон Коннери работает в Японии и даже носит костюм ниндзя). Все это послужит отличной прививкой от мрачной реалистичности современных «Бондов» да и поможет шире смотреть на мир бондианы, в которой было возможно все (в «Осьминожке» Бонд даже был клоуном). Сатирического запаса олдскульного «Бонда» хватит на все время карантина, если смотреть по одному-два фильма в день.
«Живые мертвецы»
«Ночь живых мертвецов», 1968, США. Ужасы, 16+. Режиссер: Джордж А. Ромеро. В главных ролях: Дуэйн Джонс, Джудит О’Дэй, Карл Хардмен.
Классик зомби-хоррора Джордж Ромеро посвятил апокалипсису и его последствиям шесть фильмов, в каждом из которых масштаб катастрофы все увеличивается. Начинать стоит с «Ночи живых мертвецов» (случайная компания прячется в доме, отбиваясь от толпы оживших трупов, пораженных странным вирусом) — можете считать ее руководством по самоизоляции в сельской местности. Не пропустите «Рассвет мертвецов» (критика капитализма вообще и шопинг-моллов в частности) и «День мертвецов» (антимилитаристская сатира). А «Землю мертвых» про мир победивших зомби рекомендуется смотреть только отчаянным пессимистам.
«Друзья»
1994 – 2004, США. Комедия, мелодрама, 12+. Режиссер: Гари Хэлворсон, Кевин Брайт, Майкл Лембек. В главных ролях: Дженнифер Энистон, Кортни Кокс, Лиза Кудроу.
Культовый ситком про шестерых ньюйоркцев очень популярен. Однако пересмотреть его целиком — обычно непозволительная роскошь. Зато если вы попали в двухнедельный карантин, то осилить «Друзей» можно целиком, достаточно тратить в день чуть больше шести часов на просмотр.
«Прослушка»
Триллер, драма. Режиссер: Джо Чаппелль, Эрнест Р. Дикерсон, Кларк Джонсон. В главных ролях: Доминик Уэст, Лэнс Реддик, Уенделл Пирс.
Бывший криминальный репортер Дэвид Саймон изменил структуру сериалов, превратив их в многосезонные новеллы. Теперь «Прослушка» — современная классика, без которой невозможно представить «Во все тяжкие» и «Безумцы». Поэтому эпос о наркомафии и коррумпированном обществе лучше всего смотреть запойно, чтобы оценить романный масштаб этой полной панорамы наркобизнеса в Балтиморе — от уличных банд до портовой мафии, продажных политиков и манипулирующей фактами городской прессы. Заодно можно выучить сленг обитателей гетто (если смотреть в оригинале с английскими субтитрами).
«Евангелион»
1995 – 1996, Япония, США. Аниме, мультфильм,16+. Режиссер: Хидэаки Анно, Кадзуя Цурумаки, Хироюки Исидо. В главных ролях: Мэгуми Огата, Юко Миямура, Мэгуми Хаясибара.
Самый важный аниме-сериал в истории, напичканный религиозными аллюзиями и проникнутый меланхолией. Роботы защищают человечество от вторжения загадочных Ангелов на протяжении 26 серий и нескольких полнометражных фильмов. Про «Евангелион» любят рассуждать теологи и философы, а разбору его мотивов посвящают полноценные научные статьи. Как раз недавно эту войну миров перевыпустили в цифровом формате, поэтому можно, наконец-то, посмотреть сериал в нормальном качестве, а не с видеокассет.
«Восемь часов еще не день»
1972, Германия (ФРГ). Драма. Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер. В главных ролях: Готфрид Йон, Ханна Шигулла, Луиза Улльрих.
Многосерийная производственная теледрама драма Райнера Вернера Фассбиндера о том, как один сознательный рабочий изменил жизнь всего цеха. Кино предельно зрительское, не то что следующий сериал Фассбиндера, нервно-театрализованный «Берлин, Александерплац». Есть тут и заковыристая интрига — как внедрить в производство новое рационализаторское предложение главного героя, чтобы и премию получить, и не вызвать увольнение половины цеха? Есть и сильная женщина — заняться классовой борьбой с владельцами фабрики героя убеждает работающая в газете невеста (Ханна Шигула).
Каждая серия начинается с поездки на работу, а заканчивается попойкой профкома в баре. Роскошная ретрофактура (включая вендоматы по продаже вина и маринованных огурчиков) и поучительный пример того, как рабочему человеку следует вести себя с начальством.
«Сцены из супружеской жизни»
1973, Швеция. Драма,16+. Режиссер: Ингмар Бергман. В главных ролях: Лив Ульман, Эрланд Юзефсон, Гуннель Линдблум.
Всем, кто болел на последнем «Оскаре» за «Брачную история» Баумбака, стоит обратить внимание на непосредственного предшественника этого фильма — «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана. В свое время этот шестисерийный фильм (смотреть его, конечно, нужно сразу целиком) стал национальным хитом и драматически увеличил количество разводов в Швеции. В роли супругов, которые никак не могут расстаться навсегда (даже после развода) и изощренно мучают друг друга (начинается все, впрочем, с идиллии) — постоянные бергмановские актеры Лив Ульман и Эрланд Юзефсон, крайне убедительный в роли самодовольного придурка. Если вам покажется мало, то посмотрите полную, 300-минутную версию другой картины режиссера — «Фанни и Александр». В нем семейный ад показан глазами детей.
«Однажды в Америке»
1983, США, Италия. Драма, криминал,16+. Режиссер: Серджио Леоне. В главных ролях: Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс, Элизабет Макговерн.
Голливудская классика никогда не устаревает, но иногда на ее пересмотр банально не хватает времени (тем более что эта длится больше четырех часов в режиссерской версии). Серджио Леоне замахивается на портрет самой Америки времен сухого закона, подробно вглядываясь в судьбы нескольких гангстеров и бутлегеров.
«Ирландец»
2019, США. Криминал, драма. Режиссер: Мартин Скорсезе. В главных ролях: Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши.
Последняя работа Мартина Скорсезе пролетела мимо всех «Оскаров». Занятые академики не смогли оценить дорогущий 3,5-часовой эпос про монотонную жизнь не особо выдающегося гангстера. Кому хочется тратить время на криминальное кино, в котором и экшена толком нет? Зато сейчас, когда вы заперты в комнате, как прикованный к инвалидному креслу престарелый герой Де Ниро, может быть, удастся поймать неторопливый ритм этого фильма, настроиться на нужную волну и неожиданно для себя открыть новый шедевр.
«Карлос»
2010, Франция, Германия. Биография, криминал. Режиссер: Оливье Ассайас. В главных ролях: Эдгар Рамирес, Александр Шеер, Фади Эби Самра.
Идеальное развлечение на день — почти классический политический евротриллер. Расцвет жанра пришелся на «свинцовые» 1970-е — в это время происходит действие байопика самого известного террориста XX века, Ильича Рамиреса Санчеса, он же Карлос Шакал. Палестинцы и КГБ, «Фракция Красной армии» и ислам, румынская секуритате и Московский институт дружбы народов, взрывы, покушения, захват самолетов — все это есть в биографии Шакала. Режиссерская телеверсия длится 330 минут (прокатная — жалкие 140) и выглядит шедеврально. В 2010-м это был один из главных фильмов года и главная сенсация Канн. События кровавого десятилетия переданы Оливье Ассайасом с документальной точностью и издевательским абсурдизмом: главным врагом террористов оказывается не «Моссад» и не ЦРУ, а их кривые руки и глупость. Совсем не зря фильму присудили «Золотой глобус».