Олег Пономарёв
15:24 14/05/2013

Данилишин рассказал, что дает Украине вступление в ВТО

Наряду с рядом преимуществ вступления Украины во Всемирную торговую организацию существуют и определенные риски от подобного присоединения.

Об этом рассказал экс-министр экономики Богдан Данилишин в комментарии корреспонденту ГолосUA.
«Согласно тарифным обязательствам Украины, которые являются неотъемлемой частью Протокола о вступлении Украины в ВТО, изменение ставок ввозной пошлины состоялась как на продовольственные, так и промышленные группы товаров. Предыдущая действующая средневзвешенная тарифная ставка по всей номенклатуре составляет 7,02% (сельское хозяйство — 18,19 и промышленность — 6,11%). После вступления в ВТО в соответствии со связанными уровнями по всей номенклатуре она равна 5,09% (сельское хозяйство — 10,0, промышленность — 4,77%). Среднеарифметическая действующая тарифная ставка по всей номенклатуре составляет 6,51% (сельское хозяйство — 13,84, промышленность — 4,40%). После вступления в ВТО в соответствии со связанными уровнями по всей номенклатуре эти показатели равны 6,28%», – отметил он.
В целом, по экспертным оценкам, вступление Украины в ВТО должно было привести к дополнительному повышению благосостояния населения и динамики роста ВВП. Но кризис 2008-2009 гг. во многом подорвала эти возможности.
По мнению Б. Данилишина, уже в период 2005-2008 гг. экономика Украины в значительной степени уже функционировала в условиях ВТО, поскольку секторальные обязательства, взятые в рамках переговоров, в основном соответствовали действующему законодательству. Кумулятивный влияние вступления Украины в ВТО на отрасли национальной экономики, по экспертным оценкам, имеет позитивный характер.
«Для того, чтобы говорить о влиянии или ущерб от вступления Украины в ВТО, нужно понимать и видеть внутреннюю структуру экономики Украины, политические и бизнес-интересы правящих кругов. Многие говорят о реформах и модернизации, но незаинтересованности в них нет. Реформы — это изменение структуры экономики, ликвидация сырьевой ориентации экспорта, а значит и сверхприбылей олигархов. Именно поэтому следует отметить, что главные положительные эффекты нужно связывать с действием дополнительных стимулов для проведения необходимых внутренних реформ. Внедрение цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля должно было стимулировать общее ускорение структурных реформ и создать стимулы для повышения конкурентоспособности, для инноваций», — добавил Б. Данилишин.
Вместе с тем, по мнению экс-министра, практический опыт многих стран мира, являющихся членами ВТО, особенно развивающихся стран, указывает на то, что большинство возможных положительных последствий для страны, ее производителей реализуется не автоматически, а в результате разумной политики, создающей потенциал для использования таких возможностей.
«Если Украина полагается лишь на действие эффектов торговой либерализации, то еще долго она еще будет удерживаться в сфере низкотехнологичного экспорта с низкими уровнями доходов, сдерживать темпы внутренних реформ. То есть мы стоим перед необходимостью использования более широкого арсенала мер экономической политики, которые, в частности, влияли на ускорение инноваций в секторах потенциальных конкурентных преимуществ украинской экономики, создание условий для формирования мощных украинских ТНК, способных к конкуренции в глобальной экономической среде», — подытожил Б. Данилишин.

Читайте также по теме