СБУ расследует уголовное производство в отношении сразу более 10 энергетических компаний предпринимателя Игоря Тынного. На данный момент расследование сводится к попыткам заблокировать работу компаний через запросы на информацию о хозяйственной деятельности предприятий за последние 10 лет работы. Об этом рассказал сам предприниматель.
Для проверки его слов, редакция обратилась в СБУ. Официального комментария получить не удалось, однако источники в спецслужбе предоставили копию одного из запросов следователей в адрес компаний «Акванова Гидроресурс» и «Интеренерджи», принадлежащих Игорю Тынному.
Так вот, следователей СБУ интересовали, в частности, оригиналы документов на приобретение фотоэлектронных модулей Modyle Type JKM266P. А именно договоры, приложения, спецификации накладные, акты и сертификаты качества товара.
Также СБУ запросило анкетные данные сотрудников компаний, вовлеченных в процесс приобретения такого товара даже тех, кто нагружал и разгружал модули. Дополнительно следователи интересовались и транспортом, на котором перевозили покупку.
Ответ на такой «важнейший» запрос в СБУ требовала предоставить в кратчайшие сроки. А в случае отказа угрожали выемками.
«В связи с актуальностью принятия процессуального решения, ответ на данное требование прошу предоставить в максимально короткий срок», — писал в запросе заместитель начальника ГСУ СБУ.
В запросе спецслужбы также говорится, что производство № 42020000000000383 расследуется по ч. В 212 УКУ (налоги) и по ч. 1 ст. 258 экз. 5 УК (возможно финансирования терроризма). Но суть запрашиваемой информации, особенно о транспортировке и грузчиков фотоэлектрического модуля, никак не соответствует определенным статьям.
В ответ энергетические компании предоставили сведения и о модуле, и о его доставке, переслав в общем в следственное подразделение СБУ около 500 листов текста, рассказал Игорь Тынный.
Сам бизнесмен такое преследование его компаний связывает с личными мотивами руководителя СБУ Ивана Баканова, семья которого 10 лет назад потеряла контроль над рядом ГЭС. Их Тынный тогда приобрел через государственный аукцион, а компании жены Баканова в свою очередь стали фигурантами уголовного производства Службы безопасности, потому что арендовали те же ГЭС за бесценок, писали «Наши деньги».
Эксперты подобные «террористические» уголовные производства называют «искусственными» и объясняют, что ст. 258 УК часто используют с целью, чтобы сохранить именно за следователями СБУ право на шантаж бизнеса. Потому что когда в производстве является только налоговая статья, то по подследственности его предстоит расследовать Государственной налоговой службе.
«Для того (это делается), чтобы дело попало в СБУ, и для того, чтобы мера наказания была большой, к примеру, чтобы лицо не могло ходатайствовать о менее строгой мере пресечения. Есть случаи, когда именно таким образом СБУ расправляется со своими не друзьями «, — пояснил особенности» террористического преследования «бизнеса в Украине Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.