Дипломатия реформаторов: минус 6 союзников Украины

Похоже, Украина как никогда близка к так рьяно декларируемой жизни «по-новому». Ведь еще никогда за годы независимости стране не удавалось нажить себе столько врагов на внешнеполитической арене, сколькими она обросла буквально за последний 2017 год. В этом власть реформаторов действительно преуспела. Только вот выглядит так, что господам, сидящим на улице Банковой, вовсе невдомек, что потеря стран-союзников грозит, если не изоляцией, так тем, что Украина может стать незваным гостем в ПАСЕ.

Украина потеряла весомого союзника в лице Венгрии. По мнению венгров, украинский закон «Об образовании» нарушает интересы 150-тысячного венгерского меньшинства на Закарпатье. В этой связи правительство Венгрии неоднократно заявляло о решительных мерах, которые бы не допустили вступления в силу украинского закона. Но вопреки назревавшему конфликту, президент Петр Порошенко все равно подписал принятый 5 сентября Верховной Радой закон «Об образовании». В АП объяснили этот шаг так: «Принятие этого закона позволит провести глубокую всеобъемлющую образовательную реформу, которая повысит качество образования и конкурентоспособность молодого поколения на рынке труда. Он обеспечит реальные шаги к включению Украины в европейское образовательное пространство». Тем не менее, для нашего соседа на западной границе слова оказались неубедительны. В итоге, 16 октября министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что будет инициировать рассмотрение украинского закона «Об образовании» на следующем заседании Совета ассоциации Украина-ЕС, которое состоится в декабре 2017 года, для чего потребуется и согласие Киева. По мнению официального Будапешта, закон нарушает права человека и нацменьшинств, а также Соглашение об ассоциации.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-11/21/bPvnwtuuhgWKgUC2/image/1.jpg" />

С тех пор «камни» в сторону лидеров Украины летят из Венгрии со стабильной периодичностью. «Венгрия приостановит поддержку Украины в международных организациях и будет препятствовать официальному Киеву в реализации важных для страны дел на международной арене», — заявил пресс-секретарь министра иностранных дел Венгрии Пейтера Сийярто, Тамаш Менцер. «Венгерское гражданство для закарпатцев — это не только эмоциональный вопрос, но и экзистенциальный, поскольку позволяет свободно передвигаться по миру. Правительство стремится к этому, чтобы после сотни лет репрессий от «Трианона»  люди почувствовали преимущества быть гражданином Венгрии», — подчеркнул вице-премьер страны Жолт Шемьен, добавив при этом, что этнические венгры имеют право на автономию.

Намеки на сепаратизм в Закарпатской области возмутили премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, и выступая на «Часе вопросов к правительству», он отметил, что Украина — «толерантное демократическое государство, полностью поддерживающее и обеспечивающее права национальных меньшинств. Но нужно помнить, что это Украина, наш родной язык — украинский, и он требует уважения абсолютно всех граждан Украины. Мы никому не позволим, как большая европейская 45-миллионная страна, разговаривать с нами в тоне шантажа».

В общем, как видим, стычка не утихает. Официальный Будапешт повышает ставки, делает все более громкие и резонансные заявления, а украинские реформаторы как мантру повторяют: «Мы большие, мы не позволим…»

После принятия скандального украинского Закона «Об образовании», к Венгрии присоединилась Румыния. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто и глава МИД Румынии Теодор Мелешкану провели  специальную встречу в румынском городе Клуже, на которой совместно выступили против нового образовательного закона Украины. Тогда Сийярто подчеркнул, что Венгрия заинтересована в создании и сохранении стратегического контакта с Румынией в этом вопросе, ведь «гораздо лучше создавать истории успеха, чем иметь дело с конфликтами», тем более, что  закон об образовании противоречит Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, подписание которого поддержали Будапешт и Бухарест.

На данном этапе, хотя Румыния и воздерживается от эмоциональных заявлений, отношения между Украиной и Румынией заморожены. Следует обратить внимание, что сей факт признал и Посол Украины в Румынии Александр Баньков: «Сегодня я могу сказать, что мы восстанавливаем, я не могу сказать, что мы полностью восстановили ту динамику, которая существовала до принятия закона в отношениях с Румынией. Но мы частично восстановили этот контакт. Результаты на наивысшем уровне свидетельствуют о том, что мы не потеряли этой динамики. Конечно, приостановились для того, чтобы разрешить чувствительный вопрос, но хорошо, что мы слышим и понимаем друг друга, и этот диалог будет иметь абсолютно конкретные результаты, которые будут удовлетворять обе стороны».

Но не только языковый закон стал камнем преткновения во внешнеполитической деятельности Украины. С Польшей у нас серьёзные проблемы, которые корнями врастают в  историю – две страны не могут договориться в трактовке важных исторических событий. Так, 9 апреля 2015 года Верховная Рада Украины приняла за основу и в целом закон о правовом статусе и чествовании памяти участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке, признающий таковыми все организации, боровшиеся в ХХ веке за независимость Украины, в том числе Украинскую повстанческую армию. Удивительным образом это решение по времени совпало с визитом в страну тогдашнего президента Польши Бронислава Коморовского, который 22 апреля, уже вернувшись в Польшу, заявил местному каналу TVN24, что закон о признании УПА борцом за независимость Украины осложнит польско-украинский исторический диалог. Но реакция на уровне парламента Польши последовала больше чем через год. 22 июля 2016 года Сейм установил 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан Второй Речи Посполитой.

И хотя чуть позже, в октябре 2016 года польский Сейм и Верховная Рада Украины приняли совместную Декларацию памяти и солидарности, которая должна была поставить точку в  исторических спорах, однако конфликт продолжился и перерос в стадию вандализма.

Вначале во время «Марша независимости» в Варшаве группа футбольных болельщиков надругалась над флагом Украины – это было  в ноябре 2016 года. В начале января 2017 года в селе Гута Пеняцкая во Львовской области неизвестные повредили памятник жителям этого села (преимущественно – полякам), которые погибли в 1944 году. Памятник разрисовали нацистскими символами и подорвали. Через несколько недель на территории Национального историко-мемориального заповедника «Быковнянские могилы» в Киевской области неизвестные исписали красной масляной краской мемориальные стены и центральный монумент в украинской части мемориала жертвам тоталитаризма, польскую стену памяти и входную конструкцию польского военного кладбища. 

Подобных случаев было примерно 15. Весной 2017 года министр иностранных дел Украины Павел Климкин и его польский коллега Витольд Ващиковский назвали акты вандализма провокациями России. И вроде бы пришли к согласию, но летом все опять пошло не так – причиной послужил отказ украинской стороны в поиске и эксгумации захороненных на территории Украины поляков. 2 ноября министр иностранных дел Польши  Витольд Ващиковский заявил, что Польша намерена запустить процедуру, которая не позволит въехать в страну украинцам, демонстрирующим антипольские взгляды. В МИД Украины на это ответили, что в стране нет антипольских настроений. 

9 ноября заместитель министра иностранных дел Польши Бартош Цихоцкий заявил, что в Украине принимают недостаточно решений, которые бы способствовали историческому диалогу в «некоторых двусторонних вопросах» с Польшей, и спустя несколько дней добавил, что составлен список украинцев, которым запрещен въезд в Польшу за антипольские взгляды. И вот, уже 18 ноября в Польшу не пустили первого из списка – ответственного секретаря Государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти участников антитеррористической операции, жертв войны и политических репрессий Святослава Шеремету, который запретил эксгумацию польских могил на Волыни.

В общем, как видим, в дипломатических отношениях Украины и Польши сейчас наступила стадия обострения. Нужны взвешенные решения, которыми, увы, реформаторы от власти пока особо не отличаются.

В плодотворном на международные скандалы 2017 году, официальный Киев успел побить горшки и с Белградом. Министерство иностранных дел Сербии выступило с резким заявлением в адрес посла Украины в этой стране — Александра Александровича. Заместитель министра иностранных дел Сербии, Ивица Тончев выступил с громким заявлением, что  украинский посол ведет себя недопустимо. Причиной стало интервью балканским СМИ, в котором украинский дипломат заявил о том, что Белград подчиняется Москве, о том, что РФ использует Сербию для дестабилизации ситуации в Западных Балканах и Европе. Посол Украины в Сербии также высказался об участии сербских граждан в конфликте на востоке Украины. По его мнению, Сербия никак на это не реагирует, хотя Киев неоднократно информировал Белград о проблеме. 

В итоге МИД Сербии официально обратился к украинским властям  с требованием усмирить своего болтливого посланника, и вынудить его извиниться. Речь идет о том, что если господин Александрович впредь позволит себе нечто подобное, то Белград пойдет на крайние меры и выгонит нашего посла. До разрыва дипломатических отношений в такой ситуации рукой подать.

Совершенно логично, что в подобной ситуации, которая складывается, хотелось бы понять, что именно лежит в основе некой концепции (она наверняка есть!) внешнеполитического развития Украины, и чем занимаются наши послы? Ведь все указывает на то, что у господ дипломатов не получается налаживать крепкие дружественные отношения, которые Украина в сложившихся условиях внутри страны – конфликт на Донбассе – просто обязана тщательно отлаживать. Не умеем, или не хотим…

Вот и Чехия оказалась в числе тех, с кем отношения, мягко говоря, натянулись. Во время выступления в ПАСЕ 10 октября президент Чехии Милош Земан заявил о том, что считает аннексию Россией Крыма «завершенным делом», и предложил решить его с помощью выплат Украине. По его мнению, в случае несогласия Украины на компенсацию начнется «европейская война». Чуть позже в интервью российским СМИ, Земан сравнил Косово и Крым, заявив о двойных стандартах. В ответ Министр иностранных дел Павел Климкин назвал заявление президента Чехии Милоша Земана об оккупированном Крыме «театром», в котором сам Земан является «актером». Это дипломатический язык, господа!

Дерзкие маневры общения официальный Киев проявил и в отношениях с Минском. Это, безусловно, еще одно поражение украинской дипломатии. Уже пошел процесс отзыва послов. Так, Комитет госбезопасности Беларуси заявил, что первый секретарь Посольства Украины в Беларуси Игорь Скворцов координировал разведывательную деятельность украинского журналиста Павла Шаройко.  В итоге Сквроцова объявили персоной нон-грата за деятельность, несовместимую с дипстатусом, и  Украина была вынуждена отозвать его из Минска. Не разобравшись в ситуации, по принципу – «зуб за зуб», Украина в ответ сразу же выслала дипломата посольства Беларуси. Далее, к сожалению, будет, так как все указывает на то, что ситуация только начала накаливаться.

В итоге, 6:0 не в пользу Украины. Вот такая у наших реформаторов дипломатия.

Читайте также по теме