При расследовании убийства семерых человек в Житомирской области необходимо назначить сложнейшую экспертизу. Официально она называется «комиссионная комплексная психолого-психиатрическая судебная экспертиза».
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил адвокат Игорь Серков.
«Одно из первых, что необходимо выполнить по данному уголовному-производству, это осмотреть место происшествия, зафиксировать расположение трупов. Далее детально допросить уцелевших лиц – когда приехали, зачем, с кем, с каким настроением, что пили, какие-разговоры вели, какое было поведение у этого «товарища». Если уцелевший слышал выстрелы, то как он стрелял – молча или что-то говорил при этом, может, какие-то оскорбления высказывал, угрозы. А потом обязательно допросить этого подозреваемого. Дальше допросить близких родственников подозреваемого на предмет травм головы, лечение в психо- и наркоучреждениях, не страдают ли родственники психическими заболеваниями, наркологической зависимостью и так далее. И сразу после этого назначать этому «товарищу» комиссионную комплексную психолого-психиатрическую судебную экспертизу. Перед этим, по возможности, нужно выяснить, имелся ли конфликт ранее между стрелявшим и погибшими. Из тех материалов что есть, конфликт возник во время распития спиртных напитков, что вызвало неприязненные отношения. Но я так думаю, из моей практики, что какие-то конфликты между подозреваемым стрелком и потерпевшими случались и ранее. Пусть небольшие, но они были. И алкогольные напитки, наслоение на психику, эти старые обиды всплыли, и это могло спровоцировать неадекватное поведение подозреваемого. Но без отклонений в психике такое поведение невозможно. Он мог быть вменяемым, но какие-то отклонения у него есть однозначно», – сказал Игорь Серков.
В сети начали распространяться неофициальные версии, что погибшие занимались «рэкетом», вымогательством по отношению к стрелку, тот не выдержал и расправился с ними. Даже если и так, то это не смягчает вины нападавшего, а само такое развитие событий выглядит нелогично на фоне тех фактов, которые предоставлены общественности.
«Я бы назвал это так: помимо конфликтной ситуации между ними, фигурирует ли вопрос противоправных действий потерпевших в отношении этого стрелка? Противоправные действия могут включать вымогательства, завладение его имуществом, покушение на завладение его имуществом либо денежными средствами и так далее, но причинно-следственные связи, оправдывающей его поведение, даже если этот мотив будет установлен, не должно быть никакой при квалификации его действий и определении наказания. Зачем с ними распивать спиртные напитки? Те легли спать. Они приехали у него деньги вымогать или отдыхать на природе? Странное какое-то поведение вымогателей. Мой профессиональный следственный опыт подсказывает мне, что в чистом виде, если и будут подтверждаться противоправные действия потерпевших в отношении этого стрелка, этого доказательства не будет», – подчеркнул Игорь Серков.
Эксперт утверждает, что провести досудебное следствие, а именно экспертизу будет очень сложно из-за отсутствия опытных кадров.
«У нас мало кто из следователей и руководства понимает, что из себя представляет комиссионная комплексная психолого-психиатрическая судебная экспертиза. Они знают в основном слово судебно-психологическая экспертиза, но тут должна быть и психолого-психиатрическая экспертиза. Мало того, что у человека есть психические отклонения, я уверен, что они есть, семерых расстрелять непросто. Какой-то был толчок во время их беседы, распития спиртных напитков. Он мог бы их расстрелять сразу по приезду без накрытия стола. Но тут они общаются, общаются, общаются, и, наверное, если бы был серьезный конфликт, эти бы лица не остались бы и спать не легли бы, они бы уехали или приняли меры, чтобы конфликт погасить или нейтрализовать этого охотника, чтобы он им не причинил вреда. А они смело ложатся спать. Напиться до такой степени, чтобы не контролировать свои действия – тоже маловероятно. Тут еще вопрос, есть ли у нас профессиональные следователи и прокуроры, которые могут организовать проведение такого досудебного расследования, расследовать такое непростое убийство. Их очень мало. Даже вопросы сформулировать экспертам в экспертизе непросто, там нужно задать массу сложных вопросов, по которым эксперт проводит экспертизу», – резюмировал Игорь Серков.